Подробно 7 марта 2019

Абрамович продал последний актив Березовского — акции «Первого канала»

Остававшиеся у Абрамовича 20% акций «Первого канала» выкупил «ВТБ Капитал» — финансовый партнер «Национальной медиа группы» структур Юрия Ковальчука и его партнеров на медиарынке. О сделке было объявлено в четверг.

Фото: Мусаэльян Владимир / ИТАР-ТАСС

История вопроса. Доля в «Первом» — последний актив, который оставался у Абрамовича от Березовского: пакет в «Аэрофлоте» бизнесмен продал банкиру Александру Лебедеву еще в 2003 году, а свой главный актив «Сибнефть» — «Газпрому» в 2005-м. Впрочем, на знаменитом суде между олигархами в Лондоне Березовскому так и не удалось доказать, что в случае с «Сибнефтью» он был не просто «крышей», а совладельцем компании.

Узнайте, как зарабатывают миллиарды, в e-mail рассылке The Bell.

Цитата: «Если бы президент страны или [бывший глава администрации] господин Волошин сказали мне не покупать акции ОРТ, я бы не стал их покупать. Это достаточно взрывоопасный продукт, эти акции», — признавался Абрамович на том же судебном процессе с Березовским в Лондоне.

Деньги. Покупая ОРТ, по словам Абрамовича, он «спасал свой другой бизнес и помогал Бадри [Патаркацишвили] и Березовскому». За 49% акций телекомпании Абрамович в 2001 году должен был заплатить партнерам $150 млн, но в итоге получилось даже больше — $164 млн с учетом расходов на легализацию транзакций через один из латвийских банков. За сколько Абрамович продал актив структурам НМГ и ВТБ — неизвестно.

  • Березовский на суде настаивал, что не хотел расставаться с долей в телеканале, но Кремль и Абрамович угрожали ему судьбой Владимира Гусинского. Впрочем, из всех показаний олигарха подтвердилась в итоге лишь личная встреча Березовского с Владимиром Путиным, на которой президент прямо потребовал, чтобы тот отошел от управления ОРТ.
  • Абрамович оставался совладельцем «Первого канала» долгих 18 лет, но с 2010 года продал часть своего пакета «Национальной медиа группе» (НМГ), которая контролируется структурами Юрия Ковальчука и его партнеров. Контроль в «Первом» принадлежит государству и его структурам.

Что дальше? ВТБ с прошлого года стал полноценным финансовым партнером НМГ в медиабизнесе. Под Новый год под их совместный контроль перешел холдинг «СТС Медиа», который был одним из крупнейших частных медиахолдингов в России (управляет пятью телеканалами). После этой сделки телеканалы под управлением НМГ совокупно должны были занять первое место по ТВ-аудитории. А в январе ВТБ выкупил у IBS Анатолия Карачинского и контрольный пакет «Медиалогии», крупнейшей в России системы аналитики СМИ и соцсетей.

  • Для группы ВТБ сделка по покупке доли в «Первом канале» — часть «успешного бизнеса прямых инвестиций», в том числе в медиасегменте. Доля в телеканале — привлекательный актив, у него колоссальные позиции на рынке, а цифровизация открывает перед ним новые возможности, сказал первый зам Андрея Костина Юрий Соловьев. По данным «СПАРК», выручка телеканала в 2017 году составила 31 млрд рублей, чистый убыток — 1,55 млрд рублей, а кредиторская задолженность — 12,8 млрд рублей (сам телеканал не публикует отчетность с 2016 года).
Вспомнить историю с российскими телеканалами — полезно: так легче объяснить повышенное внимание, которое сейчас власти уделяют рунету. Интернет-проекты во главе с «Яндексом» еще в 2016 году обошли крупнейшие российские телеканалы по охвату аудитории, а на следующий год интернет стал первым и по рекламе.

Ирина Малкова