Новости 7 марта 2019

Абрамович продал все акции «Первого канала». 18 лет назад он купил их у Березовского

«ВТБ капитал» купил у компании «ОРТ-КБ» Романа Абрамовича все остававшиеся у нее 20% акций «Первого канала», сообщила группа ВТБ. Свой пакет миллиардер купил еще у Бориса Березовского в начале 2000-х и с тех пор продал его часть Национальной медиа группе (НМГ).

Подробнее.  ВТБ утверждает, что это прямая инвестиция в расчете на инвестиционную доходность, и не раскрывает деталей сделки. Владельцами пакета стали структуры «ВТБ капитала», но какое именно юрлицо, пока непонятно, уточняют «Ведомости».

«Произошедшая цифровая трансформация СМИ открывает новые возможности перед телеканалом, и мы верим в успех усилий менеджмента в дальнейшей цифровизации канала и развитии digital-контента», — приводятся в сообщении слова первого зампреда ВТБ Юрия Соловьева.

Мы познакомим вас с самыми модными стартаперами. Подпишитесь на email-рассылку The Bell!

«Сделку закрыли вчера», — сказал «Интерфаксу» президент ВТБ Андрей Костин.

Детали. Абрамович купил у Березовского 49% акций «Первого канала» за $150 млн, когда тот еще назывался «Общественное российское телевидение» — ОРТ.

В 2010 году Абрамович продал часть акций НМГ за $145 млн, сократив долю до 24%. Совладельцами НМГ являются структуры банка «Россия» Юрия Ковальчука  с партнерами и структуры Алексея Мордашова.

Еще с 4% ему пришлось расстаться в прошлом году из-за ограничения в 20% на владение российскими медиаактивами иностранцами и лицами с двойным гражданством. К тому времени у бизнесмена уже было гражданство Израиля. Акции купила та же НМГ, доведя долю в «Первом» до 29%.

Контекст. Покупка ОРТ фигурировала в деле «Березовский против Абрамовича» в Высоком суде Лондона в 2011–2012 годах.

Березовский утверждал, что был вынужден продать ОРТ по цене намного ниже рыночной под давлением и угрозами со стороны Абрамовича. Сторона Березовского утверждала, что бизнесмен заплатил за актив вовсе не $150 млн, а $10 млн. Абрамович настаивал, что заплатил $150 млн, но большая часть суммы не была прописана в соглашении по требованию партнера Березовского Бадри Патаркацишвили.

В суде тогда выступил бывший руководитель президентской администрации Александр Волошин. Он рассказал, что президент Путин в 2000 году встречался с Березовским, но что никакого ультиматума — передать акции ОРТ государству или смириться с судьбой Владимира Гусинского — не было. Суд Березовский проиграл.

В конце прошлого года структуры ВТБ вместе с НМГ выкупили медиахолдинг «СТС медиа» у бывшего партнера Алишера Усманова Ивана Таврина.

«Первый» вместе с «Россией 1» (ВГТРК) и НТВ («Газпром-медиа») составляет тройку ведущих телеканалов страны. Каково его место в этой тройке, неизвестно, потому что канал не публикует отчетность с 2016 года.

Контрольный пакет «Первого канала» остается у государства (38,9% у Росимущества, 9,1% — у ФГУП «ИТАР-ТАСС», 3% — у ФГУП «Телевизионный технический центр «Останкино»).

Сергей Смирнов