Новости 7 августа 2019

У тезки ведущей «России 1» Наили Аскер-заде нашли участок на Рублевке

Журналист и телеведущая Наиля Аскер-заде может владеть недвижимостью на 3 млрд рублей, в том числе большим участком на Рублевке, пишет издание «Проект». Ранее статьи о ее имуществе массово блокировались Роскомнадзором по искам ВТБ о защите деловой репутации.

Что случилось. «Проект» обнаружил, что год назад полная тезка телеведущей канала «Россия 1» (ВГТРК) Наиля Аскер-заде стала собственником почти 43 тыс. кв. м леса вблизи деревни Раздоры на Рублевском шоссе — это следует из выписки из ЕГРН. Сама Аскер-заде заявила изданию, что участок не ее.

  • Он расположен рядом с госдачей «Барвиха-4», в которой жили Михаил Горбачев, а затем Борис Ельцин.
  • Также по соседству находятся лесной участок первого вице-премьера и министра финансов Антона Силуанова и поселок «Раздоры-2» Романа Абрамовича.
  • Участок, судя по документам, Аскер-заде продал девелопер Тимур Клиновский, который фигурировал в расследовании ФБК Алексея Навального «Он вам не Димон».
  • Участок предназначен «для индивидуального жилищного строительства», его стоимость «Проект» оценил в 2,8 млрд рублей.

Контекст. В апреле издание Baza (основано выходцами из Life News) опубликовало расследование о двух апартаментах в доме в Зачатьевском переулке, которыми сначала в одном случае владел ВТБ, в другом — топ-менеджер банка, а потом они перешли к Аскер-заде. Доступ к этому материалу был быстро ограничен сервисом «Яндекс.Дзен» — представитель сервиса тогда объяснял, что получил сначала жалобу на недостоверную информацию, а потом и уведомление Роскомнадзора о том, что владелец канала Baza должен удалить материал с запрещенной информацией на основании решения суда по иску ВТБ о защите деловой репутации от 16 ноября 2018 года.

Почему это важно. Тогда же выяснилось, что Роскомнадзор с прошлого года заблокировал уже больше 1000 статей о главе ВТБ Андрее Костине, в которых упоминалась Аскер-заде и ее недвижимость, — первыми на это обратили внимание «Ведомости».

The Bell тогда изучил весь ход разбирательств ВТБ в судах, которые заканчивались удалением материалов. Юристы, ознакомившись с судебными решениями по искам банка, назвали их «правовым нигилизмом» и опасным прецедентом по цензурированию рунета в интересах отдельных лиц.

Что здесь не так. Решения суда по иску ВТБ можно трактовать слишком широко: на их основании Роскомнадзор самостоятельно может требовать блокировки статей о Костине и ВТБ на любых ресурсах — как качественных, так и не очень. При этом в ходе всех разбирательств, которые проходили в Петербурге, по поводу огромного числа публикаций про ВТБ были допущены серьезные нарушения, отмечали юристы.

Состояние Костина. Декларация об имуществе и доходах главы ВТБ Андрея Костина никогда не попадала в публичный доступ. Журнал Forbes в 2014 году оценил его годовую компенсацию за предыдущий год в $37 млн, что сразу вывело президента ВТБ на первое место в рейтинге самых дорогих топ-менеджеров России. Костин в интервью немецкой газете Handelsblatt назвал эту оценку «полной чушью», заявив, что в 2013 году получил 200 млн рублей, а в 2014 году — 240 млн рублей. В 2016 году Костин вошел в топ-3 рейтинга, но суммы вознаграждения журнал не опубликовал. Это было сделано по поручению владельца журнала Александра Федотова, утверждала в суде экс-корреспондент Forbes Елена Зубова.

Сергей Смирнов