Новости 5 апреля 2019

Суд запретил «повторное воспроизведение» новостей о Костине

Финальное решение суда по искам ВТБ о защите деловой репутации было опубликовано 11 февраля 2019 года. Именно в нем, как выяснил The Bell, говорится о запрете на «повторное воспроизведение и распространение» на территории РФ информации из уже заблокированных материалов об Андрее Костине, которые ВТБ оспаривал, начиная с апреля 2018 года. Юристы говорят, что блокировки все равно незаконны.

Что случилось. Роскомнадзор заблокировал более 1000 материалов о главе ВТБ Андрее Костине, обратили внимание «Ведомости». Большая часть из них касались его отношений с журналистом ВГТРК Наилей Аскер-заде и квартиры в ее собственности, которая ранее принадлежала ВТБ. Сами стороны ситуацию не комментируют, информация о собственниках квартиры в центре Москвы подтверждается Росреестром (пишут «Ведомости»). С прошлого года ВТБ подал как минимум 4 иска в суд в Санкт-Петербурге с требованием признать распространяемую о Костине информации порочащей и не соответствующей дейстительности.

  • Первые иски ВТБ касались материалов явно заказного характера, которые содержали личные оскорбления и множество не подтвержденных фактов. Материалы размещались, в основном, на порталах, чьи администраторы и расположение редакции скрыты. На интернет-жаргоне такие сайты называются «помойками». Когда одни сайты блокировали, информация появлялась на других, и тогда ВТБ при четвертом обращении в суд по этой проблеме указал, что предыдущие решения не помогли защитить репутацию банка.

Самое важное. Но в феврале этого года суд вынес более широкое решение, которое в теории позволяет Роскомнадзору блокировать не уже вышедшие материалы, а «воспроизведение и распространение» содержащейся в них информации на территории РФ — при этом какой именно информации, в этой части решения суда не уточняется.

  • На это решение суда пока никто не обратил внимания, потому что Роскомнадзор ссылался не на него, а на прошлогодние постановления. В частности, направляя письмо в «Яндекс.Дзен» с требованием о блокировке расследования проекта Baza о Костине, ведомство ссылалось на решение, которое было вынесено осенью 2018 года. В этом решении суда речь шла о публикациях на 14 сайтах (chel.pro, news-sirotin.com, rnbee.ru, kompromat1.net и другие). Суд встал на сторону ВТБ и все они были удалены или заблокированы. Но в решении не шла речи об удалении аналогичной информации откуда-либо еще.

Говорят профессионалы. Это решение вряд ли можно назвать прецедентом, считает советник Norton Rose Fulbright Алексей Бородак. Роскомнадзор может блокировать по разным основаниям, – по предписанию прокуратуры, решению суда или собственным обоснованиям. «Роскомнадзор — орган исполнительной власти, который не анализирует правильность решений, — говорит он. — Оспорить данное решение суда может любое лицо, чьи права и интересы затрагиваются этим решением. Но сделать это можно только в течение месяца, то есть, в данном случае, срок обжалования истекает буквально завтра. После этого решения вступает в силу. До вступления в законную силу решение арбитражного суда необязательно к исполнению».

Ирина Панкратова

Подписаться на рассылку

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.