The Bell объясняет 4 декабря 2019

Соцсети взорвались из-за расследования Навального. Почему это важно и что с ним не так?

Расследование Алексея Навального об Андрее Костине и Наиле Аскер-заде собрало 3,7 млн просмотров за три дня. Фигуранты его не комментируют, некоторые СМИ игнорируют, зато в соцсетях разгорелись жаркие споры. The Bell объясняет, что нового узнал, что не сумел доказать и в чем ошибся Навальный.

Что случилось

В расследовании ФБК утверждает, что обнаружил, что журналистка и телеведущая «России-1» Наиля Аскер-заде, которую связывают с главой ВТБ Андреем Костиным, владеет не только дорогостоящей недвижимостью. По данным ФБК, она регулярно летает на бизнес-джете, который Навальный связывает с госбанком ВТБ, а также совершает выходы в море на люксовой яхте. На следующий день Навальный обрушился на деловые СМИ, которые проигнорировали его публикацию, из-за чего в соцсетях разгорелись споры между оппозиционером, журналистами и сторонниками с обеих сторон.  

Что узнал Навальный

Наиля Аскер-заде

Версия Навального. В расследовании рассказывается о самолете и яхте, которыми пользуется Наиля Аскер-заде, — бизнес-джете Bombardier Global 6000 каталожной стоимостью $60 млн и яхте океанского класса SEA&US стоимостью $62 млн. Об обоих транспортных средствах до сих пор никто не писал с привязкой к Аскер-заде и ВТБ. То, что Аскер-заде путешествует на самолете и яхте, Навальный доказывает сопоставлением их перемещений из открытых источников с геолокациями в инстаграме журналистки. 

Как на самом деле. С точки зрения собственности яхту связать ни с Аскер-заде, ни с Костиным, ни с ВТБ ФБК не удалось. Но у самолета как минимум одна связь с ВТБ нашлась.

В 2016 году бизнес-джет напрямую у производителя Bombardier купил бермудский офшор VL9762 Ltd (компания явно была создана специально для покупки самолета: 9762 — это его заводской серийный номер). Этот офшор ВТБ указывал в своем списке аффилированных лиц как принадлежащий к группе лиц банка (компания до сих пор фигурирует в реестре с адресом «ВТБ-Лизинга»). Но в 2018 году самолет был перерегистрирован с острова Мэн в Сан-Марино, а его владельцем стал другой, белизский, офшор If Company Ltd. Его собственники не раскрываются, как и условия, на которых самолет был куплен у офшора, связанного с ВТБ. Полеты Аскер-заде, о которых пишет ФБК, относятся к 2019 году. 

Из имеющейся информации сделать вывод о том, кому принадлежат самолет и яхта, а также кто именно оплачивал путешествия Аскер-заде, невозможно. Но ни ВТБ, ни Аскер-заде на запросы The Bell по этому поводу не ответили. 

Светлана Медведева

Версия Навального. В среду ФБК обнародовал новые сведения о белизской If Company Ltd. По данным фонда, этому же офшору принадлежит бизнес-джет Bombardier Global Express 5000 с каталожной ценой $50 млн, которым пользуется супруга премьер-министра Дмитрия Медведева Светлана. Вывод об этом ФБК снова сделал, сопоставив города в России, где появлялся самолет, с графиком жены премьера.

Самолет приземлялся в Уфе и Оренбурге в дни, когда Светлана Медведева посещала в этих городах женские медицинские центры «Белая роза» (проект фонда Медведевой). Дважды, в июле 2016 и июле 2018 года, бизнес-джет приземлялся на военной авиабазе Саваслейка в 20 километрах от Мурома, где в июле празднуется «День семьи, любви и верности», учрежденный по инициативе Медведевой. Дважды самолет был замечен в Иерусалиме, куда в тот момент Медведева совершала паломнические визиты.

Первым владельцем самолета также был офшор Tekser Management Ltd, принадлежащий «ВТБ-Лизингу». В 2017 году джет был продан белизской If Company Limited, на которую записан и самолет, которым пользуется Наиля Аскер-заде. 

Как на самом деле. Как и в случае с первым расследованием, кто оплачивает перелеты и имеет ли к этому отношение ВТБ — неизвестно. На вопрос The Bell в пресс-службе Медведева не ответили. 

Андрей Костин

Версия Навального. «Костин усиленно скрывает свою зарплату в ВТБ, ее постоянно оценивают в диапазоне от 2 до 15 млн долларов в год. Но нам это вообще непринципиально. Хоть 2 миллиона, хоть 15, хоть 30 миллионов зарабатывай он в госбанке — все равно. Такую яхту он не может себе позволить ни купить, ни содержать».

Как на самом деле. Костин всегда был одним из самых высокооплачиваемых российских топ-менеджеров. В соответствующем рейтинге Forbes (выпускался с 2011 по 2016 год) Костин три года подряд занимал первое место и никогда не покидал топ-3. До 2015 года его зарплата составляла не меньше $30 млн и только после девальвации рубля упала до $21 млн.

Для ВТБ заработок Костина всегда был острым вопросом. С самого первого рейтинга Forbes представители банка отрицали цифры журнала, а осенью 2016 года разразился скандал: Костин занял в свежем рейтинге третье место, но на месте цифры его дохода стоял прочерк. Журналисты издания утверждали, что у них оценка была, но владелец Forbes Александр Федотов потребовал убрать цифру. В следующем, 2017 году Forbes объявил, что больше не будет публиковать рейтинг зарплат.

Сколько Костин получает сейчас, достоверно установить невозможно. В отчетности по МСФО ВТБ указывает только совокупное вознаграждение членов правления и наблюдательного совета и других топ-менеджеров. В 2018 году оно составило 3,7 млрд рублей (около $55 млн). В 2011 году, по которому считался первый рейтинг Forbes, эта цифра составляла 5,7 млрд рублей — в полтора раза больше в рублях и почти в четыре раза больше в долларах ($197 млн).

Банк ВТБ

Версия Навального. «Ее “принц” 18 (!!!) лет бездарно управляет убыточным государственным банком. Минфин, Росимущество, Агентство по страхованию вкладов — государство в самых разных видах за последние 10 лет выдало ВТБ помощи больше чем на триллион рублей. Каждый из нас: от стариков до младенцев — отдал на поддержку бесконечно убыточного банка ВТБ 7300 рублей. Которые, как вы теперь знаете, пошли в том числе и на это».

Как на самом деле. Согласно отчетности, в обозримом прошлом ВТБ показывал прибыль каждый год, хотя в 2014–2015 годах она и была чисто символической из-за резкого увеличения резервов, связанного с санкциями и конфликтом России с Западом.

Цифра в 1 трлн рублей «помощи государства» за 10 лет, названная Навальным, по порядку похожа на правду. Только от АСВ банк за это время получил почти 600 млрд рублей: 295 млрд — в виде 10-летнего кредита на санацию Банка Москвы в 2011 году (впоследствии был продлен на 5 лет, теперь срок выплаты — 2026 год) и 300 млрд — по программе помощи крупнейшим банкам в 2015 году. Минфин постоянно указывает на то, что ВТБ в числе других госкомпаний получает миллиардные непрямые субсидии, занижая дивиденды.

О чем Алексей Навальный не упоминает — это о цене акций ВТБ, которые были проданы на бирже в ходе «народного IPO» в мае 2007 года. За первые полтора года торгов банк подешевел в 10 раз, с тех пор капитализация немного отросла, и все же акции ВТБ стоят в пять раз дешевле цены размещения. Сбербанк, который в 2007 году провел такое же «народное IPO», с тех пор подорожал в 2,5 раза.

Что было известно до Навального

В 2000-х и начале 2010-х Наиля Аскер-заде работала финансовым корреспондентом «Коммерсанта» и «Ведомостей». Последнее интервью Костина «Ведомостям» за авторством журналистки датировано маем 2011 года. По словам на тот момент главреда «Ведомостей» Татьяны Лысовой, в 2011 году Аскер-заде сообщила ей о конфликте интересов из-за начавшихся отношений с «топ-менеджером ВТБ». После этого ей пришлось уйти из газеты, и с 2011 года Аскер-заде работает телеведущей на ВГТРК. 

  • Героями журналистских расследований Костин и Аскер-заде стали в апреле 2019 года, когда издание «База» опубликовало статью о двух квартирах Аскер-заде в центре Москвы оценочной стоимостью 420 млн рублей. Одна из квартир до этого принадлежала госбанку напрямую, другую журналистка получила по договору дарения от руководителя дочернего банка ВТБ на Кипре. 
  • В августе издание «Проект» опубликовало свое расследование об Аскер-заде. Журналисты обнаружили у телеведущей еще один актив — участок под Барвихой стоимостью почти 3 млрд рублей. Аскер-заде заявила, что участок не ее, а вскоре стало известно, что участок продан. Издание написало также, что Костин и журналистка с детьми были на параде Победы в 2018 году, а за их снимок вместе был якобы уволен один из корпоративных фотографов ВТБ.

Реакция фигурантов расследования

Ни ВТБ, ни Аскер-заде по сути информацию о дорогостоящей недвижимости не комментировали. В июле в светском журнале Tatler появилась большая фотосессия и интервью Аскер-заде. Журналистка сказала, что квартира у нее одна, и не стала комментировать личную жизнь, ограничившись фразой «кому надо, те и так про это знают».

Вместо этого сайты, перепечатавшие публикацию «Базы», были заблокированы Роскомнадзором по решению Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по искам ВТБ о защите деловой репутации от ноября 2018 года.

Об этом написали «Ведомости», узнавшие, что блокировка публикаций была массовой (порядка 1000 ресурсов). После статьи ВТБ отказался от размещения рекламы в «Ведомостях» (сам банк это опроверг, заявив, что у него контрактов с изданием и не было).

Что мне с этого

Информация о крупнейшем госбанке страны, непрозрачных расходах его руководителя или людей из его окружения представляет общественный интерес. Ролик на YouTube с пересказом расследования о Костине и Аскер-заде к вечеру 4 декабря посмотрели 3,75 млн раз.

Навальный — политик, антикоррупционные расследования — часть его политической деятельности. В них бывает много натяжек, встречаются ошибки или бездоказательные утверждения, но в основе обычно лежат документы или открытые данные.  

Самым популярным расследованием Навального за все время остается ролик «Он вам не Димон» 2017 года о недвижимости в пользовании премьер-министра России Дмитрия Медведева — у него почти 33 млн просмотров. 

После выхода ролика Навальный призвал людей на акции протеста против коррупции. Акции «Он вам не Димон» прошли 26 марта 2017 года почти в 100 городах страны. Задержано было свыше 1000 человек, только в Москве в протестах участвовали не менее 10 тысяч человек (оценка МВД — 7–8 тысяч, организаторов — 25–30 тысяч).

Два других резонансных расследования — о бизнесе сыновей генпрокурора Юрия Чайки (10 млн просмотров) и якобы совместном отдыхе миллиардера Олега Дерипаски и вице-премьера России Сергея Приходько на яхте миллиардера с Настей Рыбкой (9,8 млн). Эти же три расследования больше всего (от 10 тысяч до 23 тысяч раз) цитировались в СМИ, свидетельствуют данные «Медиалогии».

Петр Мироненко, Сергей Смирнов, Ирина Панкратова