Истории 11 февраля 2020

Ксения Собчак и «Первый канал» выпустили новое шоу. RTVI обвинил их в плагиате, зрители не в восторге

10 февраля на «Первом канале» вышел первый выпуск шоу Ксении Собчак «Док-Ток». Идею этого проекта, по ее словам, обсуждали три года. Но заявленный «абсолютно новый формат» сразу обвинили в плагиате. 

Фото: Evgeniy Isaev/wikimedia commons/(CC BY 2.0)

Что случилось

«Док-Ток» — абсолютно новый формат, цитировала пресс-служба «Первого канала» слова Собчак. Это оказалось не совсем верно. Еще 5 февраля RTVI обвинил «Первый канал» в плагиате: с сентября 2019 года он производит ток-шоу с точно таким же названием. 

«“Первый канал” анонсировал премьеру, абсолютно аналогичную формату RTVI. Полностью. Двое ведущих — мужчина и женщина, обсуждения человеческих историй и даже название один в один», — сказано в заявлении RTVI. 

The Bell направил вопросы Ксении Собчак. Она на них пока не ответила. Пресс-служба «Первого канала» отказалась от комментариев.

О том, что Собчак станет ведущей «Первого канала», в мае 2019 года рассказал РБК. В сентябре Baza сообщила, что она будет вести ток-шоу «Пусть говорят». «Это награда за правильное и активное участие в политической жизни страны в последние годы», — говорил источник издания. Журналистка слухи не отрицала. 

Вскоре «Первый канал» даже выпустил тизер нового шоу, в котором Собчак, лежа в ванной, говорит по телефону: «Привет, Андрей! Представляешь, он мне сделал предложение, от которого невозможно отказаться». Потом этот ролик был удален. 

Реакция аудитории 

«Это не про крики или разборки в студии, а про вдумчивое обсуждение темы», — утверждала перед запуском шоу Собчак.

В первом выпуске, который посвящен делу сестер Хачатурян, она показывала матери сестер Аурелии Дундук видеоролики с участием актеров, реконструирующие реальные события, например, то, как отец сестер Михаил Хачатурян изнасиловал Аурелию. Приглашенная на шоу психолог протестовала, но Собчак сказала, что жестоко не показывать видео, а «молчать об этом». 

В комментариях к посту Собчак в Instagram, которым она анонсировала первый выпуск «Док-Тока», зрители писали: «Ничем не отличается от других передач»; «Тема замылена на всех каналах так, что и ваша передача показалась изрядно потертой»; «Честно вообще не зашло. После первых 15 минут выключили». 

На YouTube за восемь часов после публикации «Док-Ток» набрал 52 тысячи просмотров. Для сравнения, вышедший в тот же день фильм Юрия Дудя об эпидемии ВИЧ уже за первые два часа посмотрели 485 тысяч человек. 

В Госдуме шоу тоже не оценили, но по другой причине. Депутат от ЛДПР Василий Власов обратился к комитету по информационной политике: «“Первый канал” пробил дно. Вышло ток-шоу Ксении Собчак, девицы, которая считает Крым украинским». 

Аналогичные претензии возникли у основателя политической партии «За правду» Захара Прилепина, который участвовал в вооруженном конфликте на востоке Украины: «…Собчак при всем своем антирейтинге дает необходимую прибыль тем или иным каналам. У нас на канале с госучастием украинские комментаторы уже пять лет говорят, что надо всех убить в Донбассе, Крым вернуть Америке, а меня посадить в тюрьму». 

«Первый канал» тонет в убытках

В 2018 году долги «Первого канала» превысили 20 млрд рублей — почти две трети годовой выручки, писала в конце 2019 года «Медуза». 

Проблемы начались в 2014 году. Тогда же прежде довольно аполитичный канал стал производить больше политических ток-шоу. 

В 2018 году Артем Шейнин с проектом «Время покажет» даже догнал звезду «России 1» Владимира Соловьева, но в 2019-м опять начал отставать. Число людей, которые смотрят новости на «Первом», также падает — в 2014 году рейтинг программы «Время» был около 11%, в 2019-м — 7%. 

Теперь глава телеканала Константин Эрнст, кажется, видит выход из кризиса в создании «творческого» контента. «Новости сиюминутны и эфемерны, а творческая сфера — это что-то более глубокое. Это может остаться в человеческих умах навсегда», — объяснял он в недавнем интервью The New Yorker. 

Катя Аренина