Новости 13 февраля 2019

Cоглашение с российскими властями позволило Гусинскому заработать миллиарды после продажи НТВ

Власти России позволили основателю «Медиа-моста», бывшему владельцу телеканала НТВ Владимиру Гусинскому зарабатывать на российских активах даже после того, как тот в начале 2000-х лишился НТВ и покинул страну, пишет расследовательский ресурс «Проект». По словам его многочисленных источников, дело в «нерушимом соглашении с властями России», о котором Гусинский договорился в 2002 году.

Подробнее. Соглашение, как утверждает «Проект», было достигнуто между Кремлем и Гусинским в 2002 году, уже через два года после ареста Гусинского и его отъезда из России. Тогда «Газпром-Медиа» выкупил последние доли Гусинского в эфирных телеканалах НТВ, «НТВ-плюс» и ТНТ. Окончательно оно было подписано в 2005 году сроком примерно на 20 лет. Соглашение существует в бумажной форме с условием обжалования в юрисдикции США, говорят источники ресурса.

Соглашение гарантировало Гусинскому «финансовое благополучие на долгие годы» в обмен на обязательство отказаться от активной политической борьбы и покинуть Россию. Также он обязался не пользоваться решением ЕСПЧ, постановившего, что целью уголовного преследования Гусинского в России было запугать бизнесмена. Это давало бы ему возможность преследовать «Газпром» в зарубежных судах.

Читайте только самые важные новости в рассылке The Bell во «ВКонтакте»
  • Основное «Июльское соглашение», по которому Гусинский, арестованный в 2000 году по делу о незаконной приватизации «Русского видео», соглашался продать «Газпрому» медиаактивы, включая НТВ, в обмен на свободу. Посредником в сделке выступал тогдашний министр печати Михаил Лесин. Активы были проданы за $773 млн, но Гусинский в итоге получил не более $190 млн, оценивал «Коммерсантъ».

Документ, подписанный в 2005 году, Гусинский называл «нерушимым соглашением» и утверждал, что договоренность подтвердил лично президент Владимир Путин, пишет «Проект». Впрочем, в личном участии Путина источники «Проекта» сомневаются. По его данным, от властей подписание курировали возглавлявший «Газпром-Медиа» Николай Сенкевич, тогдашний председатель совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев и предправления «Газпрома» Алексей Миллер.

Что получил Гусинский. Благодаря соглашению Гусинский смог сохранить часть российских активов, включая сайты newsru.com и inopressa.ru, около трети в радиостанции «Эхо Москвы», но главное — компании, поставляющие сериалы федеральным телеканалам.

  • По подсчетам «Проекта»,  компании Гусинского, в том числе «Форвард-фильм», поставили на ТВ 456 сериалов, или одну восьмую всех сериалов, показанных в России с 2000 года. На этом Гусинский мог заработать от $172 до 529 млн. Сериалы часто бывали «непонятными» и стоили дороже, чем аналогичные проекты конкурентов, говорят участники рынка.
  • В 2014 году, после присоединения Крыма и обвала рубля, у сериальных компаний Гусинского начались финансовые трудности, и в 2015 году он попытался их продать «Газпром-Медиа». Но сделка была остановлена — якобы по команде из администрации президента, утверждает «Проект».
  • Банки попытались взыскать с компаний Гусинского более 6 млрд рублей по взятым ими кредитам. Но те запустили процедуру «кольцевого банкротства», объявив о взаимных претензиях, признали обязательства, но не смогли по ним расплатиться. Суд постановил, что спор «искусственный и фиктивный», разбирательства с кредиторами продолжаются.

Производством сериалов сейчас занимается новая компания Гусинского «Кинопроизводственный центр», утверждает «Проект». По данным сервиса «Контур. Фокус», ее выручка в 2017 году составила 766 млн рублей.

В 2009 году Гусинский заявил, что хочет вернуться в Россию, если на это согласятся российские власти. Ответа со стороны властей до сих пор не последовало, но опала экс-олигарха в медиаполе смягчена, говорят источники издания.

Сергей Смирнов