Новости 4 февраля 2020

Baza: ФСБ лишила авторов «Футляра от виолончели» доступа к каналу

Сотрудники cлужбы экономической безопасности ФСБ изъяли у авторов анонимного телеграм-канала «Футляр от виолончели» сим-карту, на которую он зарегистрирован, пишет издание «База». Канал перестал обновляться 27 января. Авторы, которых указала «База», отрицают свою связь с телеграм-каналом.

Что случилось

Утром 27 января сотрудники ФСБ пришли домой к Александру Гусову и к его коллеге, чье имя пока неизвестно, утверждает «База» со ссылкой на свои источники. Гусова издание называет одним из авторов «Футляра от виолончели». По версии издания, ФСБ заинтересовалась Гусовым после того, как на него пожаловался высокопоставленный российский чиновник. После обыска и изъятия симки Гусов был отпущен, и ведомство даже не оформляло протокол.

Александр Гусов, с которым удалось связаться The Bell, утверждает, что не имеет отношения к «Футляру от виолончели». Он также отрицает, что его задерживали или опрашивали сотрудники ФСБ.

Как пишет «База», по версии следствия, о деятельности телеграм-канала был осведомлен не только Гусов, но и его коллеги — Александр Крестников и Алексей Козлов. Гусов подтвердил The Bell, что знаком с этими людьми по работе, но не слышал о том, чтобы они имели какое-то отношение к «Футляру от виолончели».

Что важно знать

«Футляр от виолончели» — один из крупнейших телеграм-каналов: на него подписано 407 тысяч пользователей. По версии «Медиалогии», он входит в тройку крупнейших политических каналов по просмотрам в 2019 году.

Еще в 2017 году Znak.com писал, что администрация президента якобы деанонимизировала все крупные анонимные каналы в Telegram: издание утверждало, что «Футляр от виолончели» ведет администрация сайта «Роспрес». На сегодняшний день сайт этого издания также недоступен. 

29 января ресурс «Варламов.ру», который ведет команда известного Ильи Варламова, сообщил, что телеграм-канал «Футляр от виолончели» был продан неизвестным покупателям за $2 млн. 3 февраля ресурс со ссылкой на источники уточнил, что продажа была незапланированной, а главная цель покупателя — закрыть канал. Анонимный представитель телеграм-канала заявил «Варламову», что с 26 на 27 января произошло некое ЧП.

Что известно о предполагаемых авторах

Александр Гусов, который отрицает свою связь с «Футляром от виолончели», является владельцем ООО «Развитие», которому принадлежат лицензии интернет-изданий «Туризм в России» и «Век» (по данным СПАРК). Выручка компании в 2017 и 2018 годах составляла по 16 млн рублей.

В феврале 2018 года «Век» получал заказ от телеканала «360» на размещение рекламы канала на сайте wek.ru на 881 тыс. рублей (по данным портала госзакупок). В мае компания брала в лизинг Mercedes CLS 350 4Matic стоимостью около 6 млн рублей, спустя год лизинговый договор был закрыт. В 2019 году Wek проиграл дело по иску совладельца группы компаний «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум» Геннадия Миргородского о защите деловой репутации и удалил заметку «Рыбовладельцы и короли черного рынка».

До 2017 года «Развитие» было объединено в ассоциацию «Арт» вместе с АО «Четвертая власть», основанным Александром Крестниковым. «Четвертая власть» владеет лицензиями на шесть изданий: печатные «Парламентские известия», «Русский подиум», «Отдых в России» и «Деловая страна», а также электронные «Скандалы.ру» и Russian Tourism. «Дочка» «Четвертой власти» издает «Общую газету», которая в 2013 году была господрядчиком «Почты России» по «обеспечению стратегической коммуникации».

В июне 2014 года «Четвертая власть» зарегистрировала права на администрирование 277 доменов, из них действующими остаются 9 доменов, один из них — сайт самой «Четвертой власти», где указано, что компания создана группой журналистов «Комсомольской правды» в марте 2000 года. Там же указано, что «Четвертая власть» — это пиар-агентство, а не СМИ: «Агентство неоднократно принимало участие в избирательных кампаниях в органы государственной власти всех уровней, в нашем активе многолетнее успешное информационное сотрудничество со многими крупными российскими компаниями и бизнесменами».

Лада Шамардина, Ирина Панкратова