loading

«Барби» и «Оппенгеймера» не стоит ждать в России раньше осени

Прокат «Барби» и «Оппенгеймера» громко обсуждают во всем мире. Когда стоит ждать фильмы в России?  

На прошлой неделе (в США с пятницы, 21 июля, во многих странах — с 20-го) в кинотеатрах стартовал показ сразу двух «летних блокбастеров» — «Барби» режиссера Греты Гервиг и «Оппенгеймер» Кристофера Нолана.

Фильмы с ходу ворвались в топ-15 самых кассовых релизов года. «Барби» заняла в нем девятую строчку со сборами $382 млн, из них $188 млн в США (это шестой показатель в 2023 году). «Оппенгеймер» пока отстает, со сборами в $209 млн он на 15-й строчке. «Барби» уже опередила другую громкую новинку лета — седьмую часть франшизы «Миссия невыполнима», которая вышла неделей ранее и заработала $373 млн.

Аналитики считают одновременный выход двух высокобюджетных фильмов успешным ходом. Многие зрители решили посмотреть «Барби» и «Оппенгеймера» подряд, так что картины заметно усилили друг друга, а не ослабили. Выходные 21–23 июля по суммарным сборам оказались четвертыми в истории проката США (лучше было только с выходом «Мстителей» и «Звездных войн») и первыми в постпандемическую эпоху.

Стоит ли их смотреть?

У «Барби» и «Оппенгеймера» высокие рейтинги — 7,5 и 8,8 на IMDB, 90% и 94% на RottenTomatoes.

«Барби» в определенной мере не оправдала ожиданий. Во всяком случае тех зрителей, что ждали от нее деконструкции с жесткой социальной сатирой (намеки на которую были в трейлерах), а не весьма политкорректного феминистского манифеста. Илон Маск, например, заметил в экс-Twitter, что Барби в фильме слишком часто прямо рассуждает о «патриархии». Но это не отменяет того, что фильм Гервиг стильный и качественный, а дуэт Марго Робби и Райана Гослинга — звездный.

«Оппенгеймер» имеет все шансы стать классикой. Достаточно почитать отзывы в крупных СМИ — The Guardian пишет, что фильм об «отце атомной бомбы» стал «Легендой о Франкенштейне» XXI века и раздвинул границы жанра байопика. А мнений о том, что этот фильм — предупреждение о кошмарах эпохи искусственного интеллекта, не один десяток.

Можно ли посмотреть фильмы в России сейчас?

Нет, во всяком случае легально и на большом экране, учитывая уход из России кинокомпаний-мейджоров. Лазейки есть, но они очень дорогие. В экс-твиттере рассказывают, что были случаи поездки для просмотра «Оппенгеймера» в Семипалатинск (Казахстан). Фильмы в русском дубляже показывают в СНГ — странах Центральной Азии и Закавказья. В сети распространяются экранные копии фильмов: так называемые CamRIP, переснятые на любительские камеры в кинотеатрах. Просмотр такого фильма приносит мало удовольствия — картинка и звук плохие, а поверх наложена пиратская реклама букмекерских компаний. Сейчас в России доступны такие копии «Барби» (без субтитров к песням) и «Оппенгеймера» (с русским дубляжом, но со встроенными французскими субтитрами).  

До недавнего времени прокат голливудских новинок был доступен в части российских кинотеатров: как правило, во всех, кроме крупных сетей «Каро», «Синема парк» и «Формула кино». Но сегодня стало известно, что мейджоры вычислили продавцов и схему поставок в Россию таких пиратских копий для больших экранов. Поставщиков было несколько: это кинотеатры из Казахстана. Их удалось вычислить по вотермаркам (цифровым меткам), которые прокатчик ставит при передаче копий фильмов киносетям или кинотеатрам.

Когда их можно будет увидеть в нормальном качестве?

Зрителям в России остается ждать цифрового релиза фильмов, который состоится не раньше осени. Официальной даты выхода «Барби» и «Оппенгеймера» пока нет, срок появления голливудских хитов на стримингах достигает 100 дней. Но, даже когда картины официально появятся онлайн, качество такой копии будет значительно хуже кинотеатральной версии и не совсем подойдет для показа в кинотеатрах. «В онлайн-версии картинка изначально адаптирована под другой формат экрана. И в каком бы хорошем качестве видео ни лежало в интернете, оно после компрессии при показе на большом экране будет сильно отличаться от формата JPEG2000, который используется для театрального кинопроката», — объясняют кинопрокатчики. 

После начала войны кинопрокатная индустрия в России осталась без главных мировых релизов. Профессионалы отрасли уже не рассчитывают, что Голливуд вернется, и прогнозируют возвращение показателей 2023 года на уровень 2021-го. Чтобы достигнуть допандемийных цифр в кинопрокате, потребуется еще несколько лет.

Скопировать ссылку