«Устройство не для всех». Что журналисты и эксперты говорят о долгожданной новинке Apple
Apple 5 июня презентовала результат семилетнего труда — свою гарнитуру смешанной реальности. Это первый абсолютно новый продукт компании с 2015 года. Устройство слегка разочаровало инвесторов, но впечатлило журналистов и экспертов, протестировавших его. Какой получилась гарнитура Vision Pro, для чего ее можно использовать, есть ли у нее шанс стать устройством повседневного пользования?
Какой получилась гарнитура Apple
Новое устройство под названием Vision Pro — это первый шаг Apple на рынке очков виртуальной реальности. Разработка велась семь лет. Устройство, работающее на новой операционной системе visionOS со специальным магазином приложений, должно появиться в продаже (сначала в США, а затем и в других странах) в начале следующего года и будет стоить очень дорого — $3499.
Изначально планировалось, что это будут легкие незаметные очки смешанной реальности, которые человек мог бы носить весь день. Но в ходе разработки стало очевидно, что связанные с этим технологические сложности на данный момент непреодолимы, и создателям пришлось отказаться от первоначальной идеи. В итоге гарнитура напоминает скорее горнолыжные очки, а ее аккумулятор размером с iPhone вынесен отдельно в кармане и подключается проводом.
Гарнитура соединяет виртуальную реальность, когда вы полностью переноситесь в виртуальный мир, с дополненной реальностью — когда вы видите виртуальные объекты в вашем реальном мире.
По задумке Apple, Vision Pro должна частично заменить iPhone и Mac, позволив владельцам просматривать с помощью нее веб-страницы, отправлять электронные письма и звонить по FaceTime. Также устройство можно будет использовать для просмотра фильмов, игр, тренировок и даже медитации. Управлять гарнитурой можно с помощью рук и глаз.
Отличительная особенность гарнитуры Apple от других VR-устройств — это наличие внешнего дисплея, который отражает выражение глаз того, на ком надеты очки. По задумке, внешние экраны позволят людям взаимодействовать с владельцем гарнитуры, не чувствуя, что они разговаривают с роботом.
Как шла разработка
Apple начала изучать потенциал гарнитур смешанной реальности в 2015 году, писал Bloomberg. Глава компании Тим Кук тогда настаивал на создании именно легких незаметных очков, а не гарнитуры. Однако в разработке облика устройства Кук практически не участвовал, полностью отстранившись от процесса и не пытаясь продвигать свои идеи, рассказывали собеседники агентства.
Подход Кука часто вызывал у разработчиков недоумение и приводил их в замешательство, говорят источники Bloomberg: «Тим вообще не придавал значения проекту, и это расстраивало людей». Другие люди из руководства Apple тоже держались в стороне от проекта и относились к нему кто-то с опаской, кто-то скептически, а кто-то как к чисто исследовательской разработке, пишет агентство. Некоторые считали, что лучше было направить силы на производство новых чипов для iPhone, чем на гарнитуру.
В разработку устройства вкладывали более $1 млрд в год, над ним трудилось более тысячи инженеров. Над очками изначально работали две команды, которые сразу же разошлись во мнениях насчет того, какой должна быть будущая гарнитура Apple. Главным спорным вопросом стал внешний вид очков: одна команда выступала за создание сравнительно громоздкого, но мощного устройства, другая предлагала пожертвовать производительностью ради компактности.
В итоге из-за множества спорных вопросов разработка гарнитуры сильно затянулась. В 2017 году Apple планировала выпустить ее к 2020-му, но за год до назначенной даты у компании все еще не было жизнеспособного прототипа. Планы было решено перенести на год, но пандемия отодвинула их еще дальше. Подробнее о том, как шла разработка гарнитуры, мы рассказывали здесь.
Что пишут об устройстве
Корреспонденты некоторых зарубежных СМИ после презентации гарнитуры получили возможность испробовать ее на себе. Вот что они пишут по итогам тест-драйва:
Джоанна Стерн, The Wall Street Journal
- Даже, если забыть сколько стоит гарнитура, это устройство, по словам журналистки, не для всех. «Во время 30-минутного теста она давила мне на нос и вызывала легкую тошноту», — пишет Стерн.
- Несмотря на это, она отмечает удобство гарнитуры по сравнению с очками от Meta (признана в России экстремистской организацией и запрещена). «Такое ощущение, что Apple надела мне на голову гигантские Apple Watch — в хорошем смысле, — пишет Стерн. — Как и носимая на запястье гарнитура Apple, ее повязка, как хороший носок ногу, мягко облегает голову».
- Управление гарнитурой интуитивно понятное («В Vision Pro ваши глаза — это курсор, а пальцы — кнопки»), а 3D-эффект очень реалистичный, отмечает журналистка. «Мне действительно показалось, что огромный динозавр проломил стену прямо передо мной», — делится она.
- Корреспондент WSJ отмечает, что в Vision Pro очень легко переключаться между реальным и цифровым мирами. Поворотом небольшой кнопки над правой бровью можно регулировать соотношение реального и виртуального мира в своих очках. «Я могла четко видеть свои руки, когда смотрела вниз, — намного четче, чем в других гарнитурах с аналогичными возможностями. Я могла читать записи в своем блокноте на столе. Но, если бы я не хотела этого видеть, я могла бы быстро отключится от реальности», — рассказывает Стерн.
- По ее мнению, гарнитура может использоваться прямо сейчас в двух областях. Первое — для работы. Гарнитура позволяет, например, буквально «разместить на кофейном столике» несколько виртуальных экранов вместо нескольких мониторов. Можно общаться с коллегами по FaceTime — видя при этом не просто их изображение, а практически трехмерную версию.
- Второй способ использования, по мнению Стерн, — просмотр видео в 3D. Помимо того, что так можно смотреть фильмы, гарнитура позволяет создавать трехмерные фотографии и видеоролики и тут же их просматривать.
Патрик Макги, Financial Times:
- По мнению журналиста, дополненная реальность в гарнитуре Apple выглядит очень изящно и ощущается комфортно, а интерфейс настолько простой, что в нем моментально разберется любой, кто имел опыт взаимодействия с iPhone, iPad или Mac.
- Переключение между виртуальной реальностью и настоящим миром в некоторых случаях происходит автоматически. «Если рядом с вам стоит человек, просто посмотрите на него, и его изображение постепенно проявится и станет четче», — объясняет Макги.
- Он поговорил с некоторыми экспертами, которые тоже тестировали гарнитуру после презентации, и приводит их мнения. По словам Рони Абовица, основателя Magic Leap, которая производит очки виртуальной реальности, Apple только что очень сильно подняла планку для всех других участников рынка. У HTC, Samsung, Meta и Magic Leap серьезные проблемы, говорит он.
- Гарнитура Apple — это про «здесь» и «сейчас», и эта концепция резко контрастирует с «метавселенной» Марка Цукерберга, наполненной цифровыми аватарами, отмечает журналист FT.
- Другой эксперт сказал Макги, что сначала был шокирован ценой гарнитуры, но после теста признал, что она стоит своих денег. Еще один отметил, что был уверен, что тест выявит какие-нибудь сбои, но все работало идеально.
- Но, несмотря на то, что гарнитура впечатляет, корреспондент FT и опрошенные им эксперты не могут сейчас представить, что Vision Pro в таком виде будет использоваться повсеместно. Один из опрошенных отметил, что не хотел бы видеть своих сотрудников на работе постоянно в таких очках, потому что, несмотря на все усилия Apple, гарнитура все равно отрезает человека от реального мира.
- Макги и его собеседники также удивляются, что Apple в своей презентации никак не осветила возможности очков при использовании социальных сетей и приложений для знакомств. Неизвестно, как гарнитура будет работать в этой области.
Стивен Неллис, Reuters:
- По его словам, сразу становится ясно, что устройство Apple еще не предназначено для массового рынка. Корреспондент рассказывает, что перед тестом гарнитура требует настройки под конкретного человека, а тестировщиков осматривал офтальмолог, чтобы убедиться, что гарнитура им подходит и функционирует исправно. И это не говоря о ценнике, который отпугнет всех, кроме самых преданных поклонников Apple и бизнес-пользователей, отмечает Неллис.
- Он тоже остался под впечатлением от 3D-эффекта гарнитуры, который кажется абсолютно естественным и реальным. «Ощущения поразительные. При просмотре видеоролика, на котором канатоходец подвешен между двумя горными склонами, у зрителя возникает желание посмотреть вниз в пугающую пропасть», — пишет Неллис.
- При этом у корреспондента Reuters во время теста гарнитура один раз дала сбой, потребовав перезагрузки. Представитель Apple сказал, что некоторые недочеты еще предстоит устранить к выходу устройства на рынок.
Почему это важно
В разработку очков виртуальной, смешанной или дополненной реальности вложены многие миллиарды долларов, но пока ни одной из компаний не удалось добиться настоящего прорыва. Вопрос в том, удастся ли Apple вывести гарнитуру смешанной реальности на новый уровень, сделав ее устройством повседневного пользования, а не узкоспециализированным гаджетом.
Именно этого все ждали от компании, которая много раз за свою историю пересматривала уже существующие на рынке потребительские технологии и выводила их на новый уровень, привнося что-то свое. В ожидании презентации акции Apple дорожали до исторического максимума в $184,4, а после перешли к снижению — инвесторы скептически отнеслись к новинке.
Apple не рассчитывает, что новое устройство станет таким же популярным как iPhone, писал Bloomberg, но внутренние прогнозы ставят его в один ряд с iPad и Apple Watch. Сначала компания планировала продавать по 3 млн гарнитур ежегодно, но постепенно снизила свой прогноз до 900 000. Для сравнения, iPhone в год продается более 200 млн.
Для Кука гарнитура может стать одним из последних крупных успешных проектов на посту гендиректора Apple либо подчеркнуть тот факт, что крупнейшие победы компании были одержаны при его предшественнике Стиве Джобсе. Для Apple — это кульминация многомиллиардного процесса разработки и возможный переход от эры iPhone к эре виртуальной реальности, а также это первый абсолютно новый продукт компании после Apple Watch, которые были презентованы в 2015 году.