Сказка на миллиарды: как «Игра престолов» изменила рынок домашних развлечений
В ночь на понедельник, 19 мая, канал HBO покажет заключительную серию «Игры престолов». За восемь лет сериал не только принес своим создателям сотни миллионов долларов, но и сыграл ведущую роль в буме телесериалов и приходе миллиардных инвестиций в рынок видеостриминга. В день окончания последнего сезона рассказываем, как «Игра престолов» повлияла на мировой и российский рынки цифровых развлечений.
Удивительно, но рекорд по легальным просмотрам в США принадлежит не «Игре престолов». Самую успешную серию в истории сериала — пятую восьмого сезона (The Bells) на всех платформах HBO посмотрели 18,4 млн человек. Это меньше, чем, например, среднее число просмотров показанного в 2018 году на канале ABC продолжения культового сериала начала 1990-х Roseanne (20 млн человек). Лучшие цифры (в среднем 18,3 млн просмотров одной серии) были и у предпоследнего сезона «Теории большого взрыва» на CBS. Но с учетом пиратских просмотров «Игра престолов» выходит на уверенное первое место. По подсчетам сервиса по борьбе с видеопиратством MUSO, первую серию восьмого сезона нелегально скачали или посмотрели почти 55 млн раз.
При этом «Игра престолов» до последнего сезона не претендовала на рекорд самого дорогого сериала. По данным на январь 2019 года, съемка одной серии обходилась HBO в $10 млн — это пятое место в истории. Первые два ($13 млн за серию) делят идущий сейчас на Netflix сериал «Корона» о жизни и правлении Елизаветы II и хит 90-х «Скорая помощь». Но в восьмом сезоне бюджет «Игры престолов» вырос в полтора раза, до $15 млн за серию, — рекорд был наконец поставлен.
Зато рекорд по числу наград принадлежит «Игре престолов» уже давно — к 2019 году команда получила 128 номинаций и выиграла 38 статуэток престижной телепремии «Эмми».
Именно успех «Игры престолов» привел к тому, что телеканалы и стриминговые сервисы начали вкладывать большие деньги в создание сериалов. В 2011 году, когда вышел первый сезон «Игры», в американском эфире было 266 сценарных шоу. Сейчас их уже 495. В середине 2010-х конкуренты HBO начали запускать собственные высокобюджетные проекты. Многие из них провалились — например, «Марко Поло» от Netflix стоил $9 млн за серию и принес компании $200 млн убытка. Но это не останавливает новые масштабные проекты. Инвестиции в новые оригинальные сериалы к 2019 году позволили онлайн-стриминговым сервисам опередить по числу зрителей кабельные каналы.
Свою «новую "Игру престолов"» собираются выпустить все крупнейшие американские стриминговые сервисы. Amazon в конце 2017 года заплатил $250 млн за права на экранизацию «Властелина колец» и собирается вложить в производство еще $750 млн. Netflix ставит на сериал «Ведьмак» (7–8 серий по $10 млн каждая), который выходит этой осенью. Apple так и вообще перезапустил всю линейку ТВ-сервисов и планирует вложить в собственный контент миллиард долларов. Но до лидера, Netflix, все еще далеко — только за прошлый год компания вложила в контент $12 млрд. Только в 2019 году она планирует выпустить 82 фильма. В будущем компания собирается нарастить вложения в контент до $16 млрд ежегодно. В 2019 году это помогло стриминговому сервису впервые обойти телеканалы по числу номинаций на «Эмми».
Успех «Игры престолов» помог конкурентам платных телеканалов вроде HBO, онлайн-стриминговым сервисам вырасти в разы. Крупнейшая из них, Netflix, с 2011 года подорожала в 14 раз — до $155 млрд, а число подписчиков Netflix достигло 149 млн человек. К 2030 году оно должно удвоиться. Доля HBO в стоимости ее материнской компании Time Warner в 2015 году, по оценке аналитиков, составляла 35%. В 2016 году Time Warner была продана за $85 млрд. Третий в США стриминговый сервис Hulu, принадлежащий Disney, в апреле 2019 года был оценен в $15 млрд.
К 2020 году рынок видеостриминга в США, по оценкам компании MRC, должен вырасти до $83,4 млрд. Среднегодовые темпы его роста — 17,9%. За последние пять лет траты пользователей на цифровые развлечения выросли втрое — с $8,1 до $25,1 млрд.
В «Игру престолов» HBO не звала состоявшихся звезд: пятерка ведущих актеров, Эмилия Кларк (Дейенерис), Кит Харингтон (Джон Сноу), Лена Хиди (Серсея Ланнистер), Питер Динклэйдж (Тирион Ланнистер) и Николай Костер-Валдау (Джейме Ланнистер) стали всемирно известными уже в процессе. На начальном этапе съемок они получали по $300 000 за серию, а к концу сериала их зарплаты выросли до миллиона долларов за серию.
Но теперь возросшие зарплаты уже стали привлекать в сериалы актеров первого ряда. В 2019 году впервые в истории победители во всех четырех актерских номинациях «Оскара» были участниками съемок действующих телесериалов. Главную героиню в следующем проекте HBO — приквеле к «Игре престолов» — будет играть Наоми Уоттс.
Вслед за США тратить деньги на собственный контент начали и в России. В среду, 15 мая, крупнейший российский онлайн-кинотеатр ivi объявил, что собирается вложить миллиард рублей в производство новых сериалов и фильмов. На эти деньги компания планирует запустить пять «премиальных сериалов» с участием звезд и около десяти мини-сериалов для молодежной аудитории. Кроме того, в производстве находится десять полнометражных фильмов. Главный конкурент ivi, онлайн-кинотеатр Okko, по словам источников The Bell, стал самым ценным активом для Сбербанка в сделке по покупке Rambler. Сама ivi.ru может скоро сменить владельца, в числе претендентов — МТС и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).
Роль Amazon, который смог благодаря своей инфраструктуре быстро развить собственный стриминговый сервис Amazon Prime, в России традиционно берет на себя «Яндекс» — в 2019 году компания объявила о планах запустить 8–10 сериалов для онлайн-кинотеатра на базе сервиса «Кинопоиск». Пока о бюджетах не сообщается, однако старт нескольких проектов намечен на начало 2020 года. Роль HBO — платного сервиса от большого телехолдинга — примеряет на себя сервис «ТНТ-премьер», запущенный «Газпром медиа» летом 2018 года. После сверхуспешного по российским меркам «Домашнего ареста» сервис выпустил сериалы «Мертвое озеро» и «Звоните ДиКаприо!», сейчас на площадке стартует новый проект «Толя-робот» о жизни в России человека с бионическими протезами.