Прорыв или величайший технопровал? Какой будет гарнитура смешанной реальности от Apple
Уже совсем скоро, 5 июня, Apple должна презентовать свою гарнитуру смешанной реальности, над которой работала целых семь лет. Она может стать и прорывом уровня iPhone, iPad или Apple Watch, и катастрофическим провалом. Последнее, похоже, вероятнее: Bloomberg узнал, что разработка шла тяжело, а устройство получается не таким, как задумывалось.
Какой будет гарнитура
Ожидается, что новое устройство получит название Reality, будет работать на собственной операционной системе xrOS и стоить около $3000.
Изначально задумывалось, что это будут легкие незаметные очки смешанной реальности, которые человек мог бы носить весь день. Но в ходе разработки стало очевидно, что связанные с этим технологические сложности на данный момент непреодолимы, и создателям пришлось отказаться от первоначальной идеи. В итоге гарнитура напоминает скорее горнолыжные очки, а ее аккумулятор размером с iPhone придется носить отдельно в кармане и подключать проводом, пишет Bloomberg.
По задумке Apple, гарнитура должна частично заменить iPhone и Mac, позволив владельцам просматривать с помощью нее веб-страницы, отправлять электронные письма и звонить по FaceTime. Также устройство можно будет использовать для игр, тренировок и даже медитации. Управлять гарнитурой можно будет с помощью рук и глаз. Многие функции изначально должны были быть более продвинутыми, но не все желаемое удалось внедрить. Apple надеется улучшить продукт в следующих версиях.
Apple не рассчитывает, что новое устройство станет таким же популярным как iPhone, но внутренние прогнозы ставят его в один ряд с iPad и Apple Watch. Сначала компания планировала продавать по 3 млн гарнитур ежегодно, но постепенно снизила свой прогноз до 900 000. Для сравнения, iPhone в год продается более 200 млн.
Продавать устройство Apple планирует примерно по себестоимости, но даже в таких условиях она может заработать на нем около $25 млрд в год.
Как шла разработка
Apple начала изучать потенциал гарнитур смешанной реальности в 2015 году, в качестве прототипов тогда рассматривались Gear VR от Samsung и HTC Vive, пишет Bloomberg. Глава компании Тим Кук настаивал на создании именно легких незаметных очков, а не гарнитуры.
Однако в разработке облика устройства Кук практически не участвовал, полностью отстранившись от процесса и не пытаясь продвигать свои идеи. Это заметно отличает его от Стива Джобса, который был известен вниманием к мелочам и тем, что он привносил свои дизайнерские идеи в устройства Apple, начиная от фактуры сенсорного экрана iPhone и заканчивая цветом иконок в Mac. Кук же больше известен как управленец, чем как «специалист по продукту». «Он не из тех парней, которые говорят, что нужно делать так, а не иначе. Тим — полная противоположность Стиву с точки зрения наличия твердого мнения по мелочам», — говорят собеседники Bloomberg.
В случае с гарнитурой смешанной реальности эта отстраненность может обойтись слишком дорого, учитывая, как высоки ставки, пишет агентство: в разработку устройства вкладывали более $1 млрд в год, над ним трудилось более тысячи инженеров. Подход Кука часто вызывал у разработчиков недоумение и приводил их в замешательство, говорят источники: «Тим вообще не придавал значения проекту, и это расстраивало людей».
Другие люди из руководства Apple тоже держались в стороне от проекта и относились к нему кто-то с опаской, кто-то скептически, а кто-то как к чисто исследовательской разработке, рассказывают собеседники Bloomberg. Некоторые считали, что лучше было направить силы на производство новых чипов для iPhone, чем на гарнитуру.
Над очками изначально работали две команды. Одну возглавил бывший технический директор Dolby Laboratories Майк Роквелл, а вторую — теперь уже бывший главный дизайнер Apple Джони Айв. Они сразу же разошлись во мнениях насчет того, какой должна быть будущая гарнитура Apple. Главным спорным вопросом стал внешний вид очков: команда Роквелла выступала за создание сравнительно громоздкого, но мощного устройства, команда Айва предлагала пожертвовать производительностью ради компактности. Кроме того, Айв был обеспокоен тем, что гарнитура Apple в конечном итоге может способствовать изоляции людей друг от друга.
Неопределенности добавлял тот факт, что никто пока толком не представляет, как будут использоваться очки смешанной реальности, поясняют источники. Если в случае с iPhone и iPad было понятно, для чего они, то с гарнитурой такой определенности нет. Поэтому ее функционал будет максимально широким — от звонков и доступа к интернету до игр и развлечений на вечеринках.
В итоге из-за множества спорных вопросов разработка гарнитуры сильно затянулась. В 2017 году Apple планировала выпустить ее к 2020-му, но за год до назначенной даты у компании все еще не было жизнеспособного прототипа. Планы было решено перенести на год, но пандемия отодвинула их еще дальше.
Разработчикам в итоге пришлось пожертвовать внешним видом и компактностью устройства, но им удалось сохранить связь пользователей с реальным миром. Устройство, как пишет Bloomberg, будет оснащено внешним дисплеем, который отражает выражение глаз того, на ком надеты очки. Это должно стать ключевым отличием гарнитуры Apple от других VR-устройств. Внешние экраны позволят людям взаимодействовать с владельцем гарнитуры, не чувствуя, что они разговаривают с роботом, говорит один из источников.
Контекст
В разработку очков виртуальной, смешанной или дополненной реальности вложены многие миллиарды долларов, но пока ни одной из компаний не удалось добиться настоящего прорыва
Именно на прорыв рассчитывал Марк Цукерберг, преобразовывая Facebook в Meta Platforms (признана в России экстремистской и запрещена) и инвестируя по $10 млрд в год в создание метавселенной и свою линейку гарнитур Quest. Но пока существенного прогресса в этом направлении нет.
Microsoft выпустила первую версию своих HoloLens еще в 2016 году, рассчитывая перевернуть индустрию игр и потребительских приложений, но сейчас продает устройства в основном как инструмент для бизнеса. Похожая история и с очками Magic Leap, которая привлекла для их создания $3,5 млрд, но в итоге не смогла популяризировать свои устройства на широкую аудиторию.
Сейчас Meta и Magic Leap готовятся заключить многолетнее соглашение о сотрудничестве, которое даст компании Цукерберга доступ к ключевым технологиям очков дополненной реальности.
Что об этом говорят
На этом фоне Apple непросто будет продвинуть свою гарнитуру, но, с другой стороны, компания всегда была хороша в подобных вещах, говорит гендиректор Magic Leap Пегги Джонсон.
Майкл Гартенберг, бывший руководитель отдела маркетинга Apple, а ныне независимый консультант, опасается, что гарнитура Apple может стать «одним из величайших технологических провалов всех времен». Он объясняет это отсутствием реального рынка гарнитур смешанной реальности и сильными конкурентами в лице Magic Leap и HoloLens.
С другой стороны, первая версия гарнитуры может стать лишь одним из шагов на пути к успеху, отметил один из источников Bloomberg: Apple займет часть рынка, а потом будет совершенствовать свое устройство.
Почему это важно
Много раз за свою историю Apple пересматривала уже существующие на рынке потребительские технологии и выводила их на новый уровень, привнося что-то свое. С гарнитурой смешанной реальности все ждут от нее примерно того же, поэтому ставки так высоки.
Для Кука гарнитура может стать одним из последних крупных успешных проектов на посту гендиректора Apple либо подчеркнуть тот факт, что крупнейшие победы компании были одержаны при его предшественнике Джобсе. Для Apple — это кульминация многомиллиардного процесса разработки и возможный переход от эры iPhone к эре виртуальной реальности. Для рынка и пользователей гарнитура Apple может стать доказательством, что очки виртуальной реальности могут применяться повсеместно, а не только в играх и узкоспециализированных сферах бизнеса.