Mail.Ru Group ищет покупателя на свой киберспортивный холдинг ESforce. Долю в нем может купить Сбербанк. Пять лет назад, когда Алишер Усманов вложил в ESforce $100 млн, казалось, что он угадал с новой перспективной нишей — как до этого с соцсетями. Рассказываем, что за это время произошло с ESforce и зачем он может быть нужен госбанку.
Человек, который умеет убеждать
В 2010 году одна из старейших российских киберспортивных команд Virtus.pro, на базе которой позднее был создан холдинг ESforce, могла прекратить существование. Прежние спонсоры потеряли деньги в кризис 2008-го, новые не находились. В тяжелый момент команду спас молодой предприниматель Антон Черепенников.
Черепенников с детства увлекался играми: после школы играл в интернет-клубах в Quake, а потом в Counter Strike — под ником Sneg1. В 2005 году 21-летний Черепенников стал предпринимателем. Сначала продавал смартфоны Blackberry, затем переключился на производство ПО.
«У меня бизнесы более-менее выстроились в других отраслях, но хобби не было», — объяснял Черепенников свою мотивацию.
В чем конкретно тогда состоял бизнес Черепенникова, было не очень понятно. На сайте его компании «За телеком» говорилось, что она «разрабатывает софт для выполнения требований госорганов». Но что это за софт, бизнесмен не говорил. Это сейчас он называет себя крупнейшим производителем СОРМ.
— Как вам удалось в 21 год создать телеком-бизнес? — спрашивал Черепенникова в 2016 году журнал «Секрет фирмы».
— Работал много, честно.
— И другие — в разных сферах?
— Серьезно, много работал.
— Вы как инвестор становились совладельцем?
— Нет, я не инвестор. Все создал сам.
На Virtus.pro Черепенников, как он сам потом вспоминал, тратил до $15 тысяч в месяц. В основном — на зарплаты киберспортсменов и их поездки на турниры. Первый серьезный внешний спонсор пришел только в 2012 году: производитель мониторов BenQ стал платить Virtus.pro $10 тысяч в месяц.
В 2011 году на одном из турниров Черепенников познакомился с основателем украинской команды NAVI Александром Кохановским. Черепенников, по воспоминаниям Кохановского, «двигал какие-то непонятные идеи», но в итоге смог его убедить вместе строить «киберспортивную империю»: устраивать собственные и транслировать чужие турниры, производить околоигровой контент.
«Мы верили, что будет какой-нибудь “миракл”: никто не мог себе объяснить, почему это круто, мы просто чувствовали», — вспоминал Черепенников.
«Миракл» случился в 2015 году, когда Черепенников познакомился с Иваном Стрешинским, генеральным директором USM миллиардера Алишера Усманова. «Антон [Черепенников] сумел его заразить историей — и в итоге Усманов дал добро на инвестиции, — вспоминает собеседник The Bell, знакомый с Черепенниковым. — Для рынка это были огромные деньги. Но у Антона невероятный дар убеждения».
СМИ писали, что Усманов вкладывает в киберспорт $100 млн. На базе Virtus.pro и дружественной NaVi создавался холдинг, в котором USM получала 50%, Черепенников — 40%, Кохановский — 10%.
Пузырь надулся
$100 млн — фантастическая для российского венчурного рынка сумма. Щедрость USM объясняли тем, что киберспорт это next big thing: когда-то Алишер Усманов вовремя и удачно вложился в социальные сети, а теперь осваивает новую перспективную нишу.
Сделка с USM Holdings наделала много шума: именно после нее о киберспорте заговорили все, а на рынок стали стекаться люди, далекие от отрасли, вспоминает совладелец изданий «Игромания» и «Канобу» Гаджи Махтиев.
«ESforce представлял собой привлекательный актив: три команды (вскоре после сделки с USM холдинг выкупил 66% в немецкой команде SK Gaming); оператор турниров; главное киберспортивное СМИ (сайт cybersport.ru. — The Bell); киберспортивная арена площадью 5 тысяч кв. м; видеопродакшен; амбиции сделать собственную стриминговую платформу; сотрудничество с Федерацией киберспорта России», — вспоминает экс-CEO Virtus.pro Роман Дворянкин.
Основу бизнеса составляли трансляции топовых киберспортивных соревнований. «Как в футболе: покупаете права на трансляцию, а потом продаете рекламу и заключаете спонсорские контракты», — объясняет Дворянкин.
В 2015 году выручка ESforce составила $3 млн, говорил сам Черепенников. Уже в 2016 году он мечтал выйти на $20–25 млн. Спонсорские контракты с брендами вроде Yota или Red Bull у Virtus.pro, по словам Черепенникова, были расписаны на пару лет вперед, каждый должен был приносить от $50 до $800 тысяч в год.
Но доходов от рекламы и спонсорских денег не хватало на покрытие всех расходов — тратились инвестиции USM. Это нормально, бизнес был в такой стадии развития, объясняет Махтиев.
Рынок киберспорта растет. Но не взрывными темпами. В 2018 году, например, объем мирового рынка составил $775 млн, российского — $12,7 млн, оценивала компания PwC. Для сравнения, весь рынок видеоигр в том же году оценивался в $137 млрд. В 2019 году мировой рынок, по некоторым оценкам, дорос до $1 млрд. Но идеолог и главный стратег ESforce Антон Черепенников к киберспорту уже охладел.
«После принятия закона Яровой стало понятно, что на рынке СОРМ нужно больше ресурсов и нужен человек, который возьмет это на себя, этим человеком стал Антон, — вспоминает один из бывших подчиненных Черепенникова. — Эта роль была никак не совместима с ролью СЕО киберспортивного холдинга, которому надо быть публичным, постоянно мотаться на зарубежные события. В итоге было принято решение, что Антон уйдет, а ESforce будет продан».
Алишер Усманов, которого до этого хвалили за то, что он так своевременно разглядел потенциал киберспорта, вдруг заявил, что никогда им не интересовался: «Это все [Иван] Стрешинский, а меня это вообще не интересует. Это мои молодые бизнесмены, они что-то находят, говорят, это будет интересно, я им даю деньги».
Но далеко от USM киберспортивный холдинг не ушел. В начале 2018 года 100% ESforce решила выкупить Mail.Ru Group — за те же $100 млн, которые USM вложила в его создание. Для сравнения, оператор МТС годом ранее купил киберспортивный клуб Gambit Esports всего за 220 млн рублей, то есть за $3,7 млн.
Чемодан без ручки
Зачем Mail.Ru Group киберспорт, никто не понимал. «До этого компания уже пробовала это направление развивать, но остыла к нему», — вспоминает Махтиев. И казалось, что новых планов компания не строила.
Mail.Ru Group получила актив, у которого в 2017 году был отрицательный показатель EBITDA в $15 млн. «Холдинг был абсолютно убыточен, — рассказывает человек, знакомый с деталями сделки. — Это стало большой проблемой. Каждый квартал инвесторы говорили: “Парни, вы опять на этом потеряли деньги. Зачем?”»
Mail.Ru Group пыталась наладить дела в ESforce. Из полутора десятка проектов и подразделений, которые были в холдинге после его покупки, оставили пять-шесть, отмечает Махтиев. Долю в немецкой SK Gaming продали автомобильному концерну Daimler и футбольному клубу «Кельн» — за $10 млн. Кроме того, из ESforce, продав свою долю, ушел украинец Кохановский. Из украинского офиса видеопродакшена RuHub выросла компания Maincast.
По данным Mail.Ru Group, после оптимизации выручка ESforce в 2018 году составила 2,7 млрд, EBITDA — 700 млн рублей. И все равно компания решила свернуть киберспортивные эксперименты и найти на ESforce покупателя — кого-то, кто согласится заплатить за актив не меньше $100 млн.
Покупатель нашелся в июле 2019 года. 51% доли в ESforce пообещала выкупить мало кому известная компания Modern Pick. Весь киберспортивный холдинг перед продажей оценили в $110 млн.
Некоторые СМИ называют Modern Pick «европейским разработчиком». В действительности 72% в ней принадлежат россиянину Денису Гамобрамову, отец которого в 2000-х был гендиректором одной из дочек «Транснефти», а сейчас руководит ее филиалом. На своем сайте Modern Pick называет себя «мировым лидером» в играх без насилия, но в активе у лидера всего одна игра: танковый симулятор «Проект Армата». Разработала эту игру американская студия Obsidian Entertainment, издателем до Modern Pick числилась My.com, игровая дочка Mail.Ru Group.
Сделка по покупке доли в ESforce должна была быть безденежной: Modern Pick предполагал отдать за долю в киберспортивном холдинге 14% своих акций. То есть разработчик оценил себя примерно в $350 млн. На чем была основана эта оценка — непонятно. За несколько месяцев до анонса сделки, в апреле 2019 года, My.com заплатила за 3,8% Modern Pick $20 млн. То есть тогда компанию Гамобрамова владелец ESforce оценил в $530 млн, на $180 млн дороже.
Так или иначе, сделка все равно развалилась. По ее условиям, Modern Pick должен был усилить свои позиции, купив британскую Slightly Mad Studios (SMS), разработчика гоночной серии Need For Speed. Компании Гамобрамова это не удалось. Mail.Ru Group начала искать другие варианты избавиться от ESforce.
Все дороги ведут в Сбербанк
Среди потенциальных кандидатов на покупку ESforce источники РБК называли ВТБ, МТС и «Газпром». Всем этим компаниям действительно делалось предложение купить киберспортивный холдинг, говорит собеседник The Bell, но главный претендент — Сбербанк, которому принадлежит 20% голосующих прав в Mail.Ru Group. Какие обсуждаются условия, неизвестно. Представители ESforce, Mail.Ru Group и Сбербанка не ответили на вопросы The Bell.
Для Сбербанка ESforce — доступ к большой аудитории, которая может стать частью его цифровой экосистемы, считает Дворянкин: «Считайте, то же самое, что дает ему [входящий в Rambler Group] Okko». За 46,5% Rambler Group госбанк заплатил от 9 до 11 млрд рублей.
Половина ESforce для сделки с Modern Pick оценивалась в $55 млн, то есть менее чем в 1 млрд рублей. Сколько заплатит Сбербанк?
В декабре 2019 года датская Astralis Group первой из киберспортивных организаций провела IPO. Инвесторы оценили ее в $75,5 млн (размещение прошло на NASDAQ, но акции доступны только датчанам). При том что организация планировала выручить за год всего $6 млн при отрицательном показателе EBITDA в $3 млн. Зарабатывает Astralis Group в основном на спонсорских контрактах и участии в турнирах.
Бизнес ESforce до недавнего времени был более диверсифицированным, но в декабре холдинг лишился одного из главных источников выручки: потерял права на трансляцию киберспортивных турниров ESL и DreamHack. Их выкупила та самая украинская компания Maincast, которая была создана на базе украинского офиса RuHub после продажи ESforce Mail.Ru Group.
За трансляции ESL Maincast могли предложить 11 млн евро, говорит собеседник The Bell. «Есть сомнения, что эта цена экономически обоснованна, но ESforce в результате потерял основу бизнеса и способность зарабатывать», — комментирует он. Сейчас в компании сидит целая команда на зарплате, которой просто нечего делать: комментаторы, которым нечего комментировать, операторы, которым нечего снимать.
Команда Virtus.pro, с которой все начиналось, тоже переживает не самый простой момент: неудачно выступила на последнем The international, крупнейшем киберспортивном турнире по одной из самых популярных многопользовательских игр Dota 2, частично поменяла состав (главная звезда Роман RAMZEs Кушнарев уехал покорять США) и с тех пор ищет себя. По последним матчам видно, что Virtus.pro тяжело играть с топами, хотя с теми, кто ей по плечу, проблем нет. В любом случае это одна из сильнейших команд СНГ.
Прямо сейчас ESforce на распутье, резюмирует Махтиев: «Что такое ESforce здесь и сейчас, куда ему двигаться — вопрос открытый. Кажется, это не лучший момент, чтобы в бизнес заходил непрофильный игрок. Что он может сделать? Зальет рынок деньгами? Это будет губительно как для холдинга, так и для всего рынка».
UPD: После выхода материала ESforce предоставил The Bell следующий комментарий:
«Мы предлагаем ориентироваться на независимую оценку стоимости Forbes, в соответствии с которой мы вошли в 20 самых дорогих компаний Рунета.
Что касается контракта на показ турниров ESL, то контракт, конечно, важный, но не ключевой для бизнеса студии RuHub, входящей в наш холдинг. Наша сила как раз в синергии активов, поэтому мы незамедлительно запустили новую красивую историю с собственной региональной лигой Epic League, которая будет проводиться силами нашего турнирного оператора EPICENTER и освещаться студией RuHub в течение всего года. Естественно, RuHub будет освещать и очередной московский major-турнир EPICENTER. Более того, у RuHub никуда не делись медиаправа на множество других турниров, например, от турнирного организатора MDL. Поэтому мы категорически не согласны с тезисом о том, что сотрудникам студии нечем заняться, а позиции холдинга ослабли. Напротив, мы видим в этом большой шаг вперёд для нас как компании и для всей отечественной индустрии, потому что наши решения по производству собственных турниров и трансляций полностью соответствую и идеям издателей игр, и потребностям СНГ-киберспорта, где региональных лиг как раз не хватает для развития от начинающих команд к профессиональным.
Что касается результатов холдинга в 2019 году, то они более чем положительные. Был зафиксирован ряд рекордных показателей на турнирах серии EPICENTER, трансляциях студии RuHub, портале Cybersport.ru и у клуба Virtus.pro. Команду ESforce пополнили 55 новых профессионалов, включая нескольких топ-менеджеров. В 2019 году ESforce существенно расширил пул партнёров и спонсоров: 38 компаний и всемирно известных брендов в 2019 году вошли в число спонсоров и рекламодателей ESforce по всем бизнес-направлениям. И нет никаких предпосылок, кроме мнений сторонних людей, не погруженных в наш бизнес, чтобы 2020 стал менее удачным».