Игры-кликеры в Telegram стали феноменом года. Запущенная в начале года игра Notcoin быстро завоевала десятки миллионов фанатов, а рекламировал ее лично Павел Дуров. Но появившаяся только в мае игра Hamster Kombat, где пользователям предлагается кликать на хомяка, обошла всех — в нее играют уже больше 150 млн человек по всему миру. Оба эти проекта, как выяснил The Bell, оказались родом из России, а в числе их бенефициаров — сам Telegram. Мы узнали, зачем хомяк понадобился его создателям и Дурову.
Hamster по-русски
«Это сумасшествие. Люди скачивают Telegram, просто чтобы поиграть в кликер», — поражается собеседник The Bell, участвовавший в запуске одной из нашумевших в последние недели телеграм-игр. Hamster Kombat через пару недель после запуска привлекла, если верить создателям, больше 150 млн игроков, породила множество мемов про любителей «тапать хомяка» и роликов, на которых люди по всему миру кликают по хомяку с помощью разных вибрирующих предметов. Кто создал Hamster Kombat до сих пор оставалось загадкой — были лишь косвенные свидетельства того, что создатели игры могут быть из России.
Как выяснил The Bell, это действительно так. Двое источников, знакомых с разработчикам игры, утверждают, что к ее созданию приложил руку серийный российский IT-предприниматель Эдуард Гуринович, основатель компаний CarPrice и CarMoney и участник рейтинга Forbes «30 до 30». Кроме того, в числе бенефициаров «хомяка» есть и сам Telegram, утверждает в разговоре с The Bell один из них. Другой собеседник The Bell, близкий к компании, утверждает, что интерес платформы опосредованный и заключается скорее в продвижении самого мессенджера с помощью игры.
О том, что Гуринович, по косвенным признакам, имеет отношение к проекту в воскресенье первым написал телеграм-канал «Жаба и гадюка». Он обратил внимание на то, что 14 марта или за два месяца до запуска Hamster Kombat, одновременно с основным доменом игры был зарегистрирован еще один — hamsterkombat.com. Почта, заявленная при регистрации, ap@arenum.games, принадлежит кипрской компании Arenum ltd., среди акционеров которой — российские предприниматели Александр Зеленщиков, Эдуард Гуринович и Александр Пасечник (личный номер последнего также использовался для регистрации этого домена).
В отличие от Hamster Kombat, разработчик Notcoin с самого начала не скрывался — им объявила себя компания Open Builders и ее основатель Александр Плотвинов. Но на самом деле за разработкой и поддержкой проекта стоит команда, развивающая встроенный в Telegram криптокошелек Wallet, утверждают сразу трое собеседников на рынке. Сейчас кошелек встроен непосредственно в Telegram и аффилирован с самой платформой.
Кликер Notcoin был придуман по аналогии с игрой из «Вконтакте» , которую делала команда, связанная с соцсетью, рассказывает еще один источник The Bell. В итоге многие игровые механики перекочевали с одной платформы на другую, утверждает он (также как новая внутренняя валюта Telegram Stars стала калькой «голосов» во «Вконтакте» тех лет, подробнее об этом читайте здесь). Но эта преемственность сыграла злую шутку с первым популярным телеграм-кликером: Telegram сделал ставку на продвижение Notcoin внутри собственной платформы и не стал работать с внешними источниками трафика. Поэтому вышедшая следом Hamster Kombat — с активным продвижением у блогеров на YouTube и на других платформах — получилась популярнее Notcoin.
Об успехах Notcoin Дуров несколько раз писал в своем телеграм-канале. Сначала он рассказал о том, что игровой мини-апп в экосистеме Telegram собрал 35 млн игроков. И добавил, что после листинга токена NOT, который используется в игре Notcoin, «из ниоткуда за считанные месяцы для пользователей Telegram были созданы сотни миллионов долларов». А на прошлой неделе Дуров написал, что подаренные ему игроками токены NOT за две недели подорожали с $6 млн до $24 млн.
Рекламировать Hamster Kombat, которая завирусилась еще быстрее, Дуров не стал из-за непонятной на тот момент «токеномики» (экономики токена), утверждает его знакомый.
Гуринович и представитель Telegram на момент публикации не ответили на запросы на The Bell.
Как распространялся вирус хомяка
Шумиха вокруг игр-кликеров, в которых нужно просто жать на экран, чтобы «майнить» игровую валюту, быстро набирает обороты. В официальном телеграм канале игры в хомяка — почти 37 млн подписчиков, а аудитория YouTube-канала проекта с даты регистрации 24 мая превысила 23 млн и продолжает расти. За последнюю неделю десятки СМИ и блогеров (по крайней мере, на русском языке) рассказали своей аудитории, что это за хомяк, что происходит в игре и можно ли на этом заработать. А под занавес про «CEO-хомяка» написал даже Bloomberg.
Мимо игры не прошли и российские власти. С предупреждениями и опасениями уже выступили различные депутаты — от Ткачева до Милонова. А в Узбекистане, где игра тоже оказалась популярна, пригрозили игрокам арестом на 15 суток или штрафом, если они попытаются вывести внутриигровую валюту на криптобиржи и обменять ее на обычные деньги. Это, похоже, станет возможным уже скоро: крупная криптобиржа KuCoin недавно анонсировала премаркет внутриигрового токена HMSTR с 17 июня.
Отдельное беспокойство Hamster Kombat вызвала в Украине. После того, как игра начала набирать популярность в стране, журналисты задались вопросом, откуда она взялась, и обнаружили, что сайт проекта hamsterkombat.io зарегистрирован в России.
Деньги на хомяках
Феномен популярности игр, в целом, понятен: обе не только максимально просты для входа, но, главное, — сулят игрокам реальные заработки после того, как внутриигровые валюты начнут обращаться на криптобирже.
Notcoin уже выполнила это обещание. В конце апреля, спустя почти полгода после запуска, ее внутриигровая валюта начала торговаться на крупных криптобиржах — Binance, OKX и Bybit. За следующий месяц капитализация новоиспеченной криптовалюты поднималась выше $2 млрд, а сейчас составляет порядка $1,3 млрд. Сразу после листинга токен стоил $0,012, сейчас — $0,021. Тысяча игровых монет по правилам игры конвертируется в 1 NOT. То есть, если игрок заработал миллион игровых монет, то продать их он сможет примерно за $21. Успешные игроки смогли на листинге заработать до нескольких сотен долларов, говорят эксперты.
Hamster Kombat тоже, вероятно, готовится к листингу, но о конкретных датах и условиях пока ничего не известно. По-настоящему заработать на этой игре получится лишь у немногих — в основном, это будут самые ранние игроки, блогеры-инфлюенсеры, раздающие направо и налево реферальные ссылки, и, разумеется, создатели игры, сходятся во мнении эксперты. До того, как игра выйдет на криптобиржу, игроки не знают, по какому курсу их «намайненные» монеты будут обмениваться на токены. И в итоге внушительные цифры на игровом счете могут стать всего лишь парой токенов с оценкой в $0,0001. К тому же надо понимать, что все эти токены оплачиваются временем и вниманием самих игроков. Принцип: «если ты не платишь за продукт, значит, продукт — это ты», — вполне применим и здесь.
Так что если вы все еще не начали играть, рассчитывать на какие-то реальные заработки от тыкания в хомяка, скорее всего, не стоит: прямо сейчас в игре уже больше 100 млн пользователей, что минимум в три раза больше, чем было в Notcoin, а значит ждать высокого курса после листинга не приходится.
Но игра устроена таким образом, чтобы игрок в ней оставался как можно дольше, даже если большой надежды на высокий заработок нет. По сюжету игрок-«хомяк» становится директором криптобиржи и дальше его задача — сделать ее как можно более успешной. Кликер — только первый этап игры, дальше пользователи должны выполнять разные задания, чтобы продолжать зарабатывать монеты. Причем игра сделана так, что для успешного роста игрокам требуется заходить в нее примерно каждые три часа, а еще — играть каждый день без пропусков, иначе прогресс сгорит.
Реклама для криптобирж и новое суперприложение
Зачем все это разработчикам, а главное — Telegram и Павлу Дурову? «В этих игрушках много трафика. Очень много трафика», — объясняет собеседник The Bell, знакомый с разработчиками Hamster Kombat. Его там больше, чем у «Яндекса» и VK вместе взятых, продолжает он: и весь этот трафик очень хорошо продается.
«Обороты» Hamster Kombat могут достигатьнескольких миллионов долларов в день, утверждает собеседник The Bell. По словам другого, пока что рекламная модель игры не полностью запущена и в день проект, по его расчетам, может зарабатывать скорее сотни тысяч долларов. Деньги идут от рекламодателей, которые платят за конкретные действия игроков: переходы на сайты, просмотры роликов, установку кошельков. Среди рекламодателей — в основном, криптобиржи. «По сути, это огромная рекламная площадка для криптобирж. Ничего подобного до этого просто не существовало», — говорит он. Биржи сейчас готовы хорошо платить за новых пользователей, сейчас — это более $100 за каждого. «Так что можно смотреть на это, как на программу лояльности. Что-то вроде „СберСпасибо“ только от криптобирж», — заключает он.
Для Telegram все эти завирусившиеся игры — возможность не только зарабатывать на новых криптовалютах, но и продвигать блокчейн TON и рекламировать саму платформу как «новый App Store», площадку для приложений, с которой работать гораздо проще, чем с магазинами Apple и Google, объясняет другой собеседник The Bell, знакомый с планами мессенджера.
Дуров много говорит об этом и сам: «Удивительная история успеха [Notcoin] показывает, насколько эффективны экосистемы Telegram/TON для разработчиков приложений. Telegram предлагает разработчикам больше свободы, чем любая другая платформа, предоставляя непревзойденные возможности для использования социальных взаимодействий для вирусного распространения. TON, в свою очередь, обеспечивает масштабируемость и гибкость любого блокчейн-проекта», — писал он в своем канале.
В итоге из Telegram, по задумке Дурова, может получиться аналог китайского WeChat или суперприложение с разными сервисами внутри одной платформы. Успех Hamster для этой цели — «самая масштабная бесплатная рекламная кампания в истории», говорит один из собеседников The Bell. А для того, чтобы сам Telegram за такое не был бы удален из магазинов приложений, Дуров запустил внутреннюю валюту Telegram Stars, 30% от которой пойдут в качестве «дани» техногигантам (подробнее о том, во сколько Stars обойдутся пользователям и разработчикам, мы рассказывали в предыдущем выпуске нашей технорассылки).