Игра ценой в $70 млрд. Как крупнейшая сделка в истории Microsoft изменит интернет
Крупнейшая сделка в истории игрового рынка, а заодно и в истории Microsoft — покупка Activison Blizzard за $70 млрд — перекроит всю мировую индустрию видеоигр и может изменить расклады в гонке метавселенных. Рассказываем все, что известно об этой сделке.
Что произошло
Во вторник 18 января Microsoft объявила, что достигла соглашения о покупке разработчика компьютерных игр, калифорнийской Activision Blizzard, почти за $70 млрд наличными ($75,5 млрд с учетом чистой денежной позиции Activision). Это настоящая мегасделка — крупнейшая M&A не только в истории Microsoft, но и в истории отрасли, и в мире за два года пандемии.
Сделка пройдет по $95 за акцию, или с 45%-ной премией к котировкам на закрытие пятницы 14 января. После объявления акции Blizzard подорожали больше чем на четверть, Microsoft — подешевели в пределах 3%.
О том, как накалена конкуренция в секторе игр для смартфонов, свидетельствует покупка на прошлой неделе создателя FarmVille Zynga разработчиком и издателем видеоигр Take-Two за $12,7 млрд с премией 64%. Zynga предлагали и Microsoft, пишет Bloomberg, но скоро выяснилось, что на прицеле у Microsoft была намного более крупная добыча.
Оценка и скандал
Сделка с Microsoft только выглядит безумно выгодной и дорогой. Год назад, когда котировки акций Activision Blizzard зашкаливали за $100, она обошлась бы софтверному гиганту дороже, но репутацию игровой компании у инвесторов подкосил крайне неприятный скандал.
Скандал начался с обвинений в токсичных практиках в компании, включая сексуальное насилие на рабочем месте. В июле 2021 года иск к Activcision о гендерном неравенстве подал калифорнийский регулятор, а в ноябре того же года вышла статья в The Wall Street Journal. Газета утверждала, что руководивший компанией 30 лет Бобби Котик знал об обвинениях в сексуальном насилии, но скрывал их от совета директоров и даже урегулировал иски в досудебном порядке без его ведома. Капитализация Activision к тому времени упала на 40% с пандемических пиков, трения в руководстве нарастали, а Котик стал договариваться о продаже.
Локомотивом сделки в Microsoft стал Фил Спенсер, работавший в ней с 1988 года, но выдвинувшийся и доросший до исполнительного вице-президента уже при CEO Сатье Наделле. Главными заслугами Спенсера считается фактическое спасение консоли Microsoft Xbox с переосмыслением всей бизнес-модели, покупка Minecraft за $2,5 млрд и ZeniMax (игры Fallout, Doom) за $7,5 млрд. Спенсер был хорошо знаком с Котиком, учитывая историю адаптации игр Activision под Xbox, но решение продаться именно Microsoft созрело не сразу, пишет Bloomberg.
По данным агентства, кандидатами на покупку была Meta, материнская компания Facebook, и еще одна крупная компания. Информированный источник сказал Bloomberg, что Котик пошел на переговоры под давлением и рассчитывал на более высокую цену. Однако он утратил влияние в совете директоров, который увидел неплохое предложение Microsoft, а серьезные альтернативные предложения в итоге не оформились.
58-летний Котик останется CEO Activision до закрытии сделки. Потом ее возглавит Спенсер, заодно становящийся руководителем всего Microsoft Gaming.
Зачем Microsoft Activision
Bloomberg перечисляет пять поводов для сделки:
- Эффект масштаба. Activision — имя-легенда, чей портфель включает популярнейшие игровые франшизы от Call of Duty и World of Warcraft до Guitar Hero и Candy Crush. С ней Microsoft становится третьей игровой компанией в мире после китайской Tencent и японской Sony, и вступает в лигу Meta и Google.
- Мобильные игры. Этот рынок в мире сейчас по размеру соответствует рынкам игр для консолей и ПК — вместе взятым — и растет опережающими темпами. До сих пор позиции Microsoft на нем были сравнительно слабы. «Мы все понимаем, что игровая приставка номер один в мире — это мобильный телефон», — сказал накануне Спенсер.
- Прямой доступ. С сотнями миллионов аккаунтов Activision Microsoft может рассчитывать на прямой доступ к огромной аудитории в обход Apple и Google, с которыми находится в конфликте по поводу комиссий магазинов приложений.
- Метавселенная. То, что уже есть в многопользовательских играх, очень похоже на то, как выглядят виртуальные миры «общего назначения» — графика, идеология, взаимодействие игроков и даже общение в мессенджерах и голосом. Microsoft добавит к оформляющейся «офисной» вселенной приложений Office и конференций целый геймерский мир.
- Контент и облака. Существующий и будущий контент Activision переведут на облачный сервис Xbox Game Pass, туда же перейдут пользователи и разработчики. Наделле не удалось привести к себе TikTok, Pinterest и Discord, но с Activision ставка, похоже, оправдалась.
Отдельно смена владельца позволит очистить компанию от последствий скандала и токсичных практик.
Что дальше?
Financial Times видит за сделкой, ни много ни мало, объявление контентной войны в стиле Web 3.0, начало передела мировой игровой отрасли на $200 млрд в год и зарю новой эры.
«Одним махом мегасделка дала Microsoft шанс стать одним из крупнейших игроков рынка интерактивных развлечений, потрясти его основы в виде сложившихся альянсов и заложить фундамент всеохватных виртуальных миров будущего», — пишет издание.
Microsoft под руководством Наделлы выделился из бигтеха, предпочтя контентное наполнение инфраструктуре. Не исключено, что и устройства дополненной реальности Oculus от Facebook, и игровая облачная платформа Stadia от Google, и магазины приложений для iOS с Android, и игровой стриминг от Amazon в итоге останутся не более чем каналами распространения продукции Microsoft, замечает FT.
В среднесрочной перспективе, если Microsoft успешно завершит сделку и с пользой интегрирует Activision, это улучшит конкурентную позицию в битве игровых консолей с Sony и расширит плацдарм для схватки с Tencent за рынок мобильных игр. На следующий день после выхода новости о покупке Activision котировки Sony рухнули на 13%, капитализация — на $20 млрд.
Растущая вертикальная интеграция рынка игр, несомненно, привлечет внимание регуляторов, но Microsoft она позволит продвинуть собственное «облако» и все еще не доминирующую в секторе подписную модель, рассуждает FT. По крайней мере, 400 млн пользователей в месяц, логинящихся на серверах Activision, будут понимать, что им даст Game Pass от Microsoft (пока 25 млн подписчиков).
Наделла довольно давно говорит, что видит будущее в «Netflix для игр» — универсальной подписной платформе с доступом к разным типам эксклюзивного контента. В том, что игры станут если не определяющей, то важной частью ландшафта метавселенных, он не сомневается совершенно, и для этого есть основания. В игровых метавселенных, которые глава Microsoft во время колла с инвесторами определил как «сумму сообществ и личностей, привязанных к сильным контентным франшизам», Microsoft претендует как минимум на роль одного из столпов.
Фото на обложке материала: Blizzard Entertainment