2019 год был самым успешным в истории кинематографа — в части цифр. Мировые кассовые сборы составили $42,5 млрд. В 2020-м доходы предсказуемо рухнули почти в четыре раза, а в США еще сильнее. Как это отразилось на голливудских студиях? Этот вопрос сейчас исследуют лучшие американские медиа. Мы выбрали главное.
«Голливуд напоминает Египет, полный разрушенных пирамид. Он никогда не будет прежним. Он будет продолжать рушиться, пока наконец ветер не унесет последний съемочный реквизит». С таким заявлением в 1951 году выступил Дэвид О. Селзник, американский продюсер и сценарист («Кинг-Конг», «Унесенные ветром», «Ребекка»), обладатель двух «Оскаров». В середине XX века Селзника пугал рост популярности телевидения, напоминает The New York Times. Он был уверен, что Голливуд превратится в «индустрию отходов, захваченную группой бухгалтеров», единственная цель которых — прибыль. Но ни телевидение, ни коммерциализация Голливуд, как известно, не убили.
В последующие десятилетия Голливуд хоронили не раз.
В 1960-х боялись укрупнения студий, в 1970-х — того, что франшизы вроде «Звездных войн» и «Супермена» — это уже не искусство, а реклама игрушек. В 1980-х страх нагоняли видеокассеты. 1990-е были временем новых слияний и поглощений. В 2000-х главной темой стало засилье сиквелов фильмов в жанре фэнтези. В 2010-х на первый план вышел Netflix.
Со всеми этими напастями Голливуд благополучно справлялся. Даже со стриминговыми сервисами. Во всяком случае так казалось — до начала пандемии.
Почти половина из пяти с лишним тысяч американских кинотеатров все еще закрыты. Владелец Regal Cinemas, второй по величине сети мультиплексов в Северной Америке, влез в долги, чтобы избежать банкротства. Национальная ассоциация владельцев кинотеатров запрашивала федеральную помощь.
Зато крупнейшие стриминговые сервисы — Netflix, Hulu, Amazon Prime, Disney+ и другие — за время пандемии увеличили число подписчиков в США в полтора раза, пишет The Wall Street Journal. Более дюжины фильмов (не самых, надо сказать, перспективных), изначально предназначенных для большого экрана, отдали в онлайн-кинотеатры.
Netflix в 2020 году получил 24 номинации на «Оскар» — больше, чем любая киностудия. Причем до пандемии этого в принципе не могло произойти — раньше претендовать на премию могли только фильмы, прошедшие в кинотеатрах.
До пандемии кинотеатры обеспечивали производителям фильмов примерно 45% доходов, уточняет The Verge. Продажа копий через стриминги по модели on-demand не спасает, да и не все онлайн-кинотеатры ее используют.
Например, вышедший в августе 2020 года фильм Кристофера Нолана «Довод» должен был собрать в прокате около $1 млрд при производственном бюджете в $205 млн. Премьеру много раз переносили. В итоге к концу декабря фильм собрал $300 млн за пределами США и всего $57 млн на родном рынке. В двух ключевых городах, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, его не показали.
Параллельно Голливуд переживал болезненный процесс, который The New York Times называет «сменой караула». Почти половина из топ-20 самых влиятельных людей индустрии по разным причинам ушли в отставку. В их числе генеральный директор Disney Роберт Айгер и один из ключевых топ-менеджеров NBCUniversal Рон Мейер. Из Warner Bros. ушло довольно много людей, работавших там десятилетиями, после продажи студии телекоммуникационному гиганту AT&T.
Один из руководителей Warner Bros. в разговоре с The New York Times почти дословно воспроизвел метафору, которую в 1950-х использовал Дэвид О. Селзник. Голливуд, по его мнению, стал похож на разобранную съемочную площадку: яркие декорации убраны и все увидели простых смертных, которые бегают туда-сюда в приступе паники.
Некоторые собеседники The New York Times стараются бодриться. Летом 2021 года один за другим должны выйти отложенные на полку блокбастеры: очередной «Форсаж», новые «Охотники за привидениями», «Черная вдова» и еще десяток потенциальных хитов. Владельцы мультиплексов мечтают о нашествии вакцинированных толп.
«Я думаю, что поход в кинотеатр можно сравнить с посещением церкви, а смотреть кино дома — это все равно что молиться в одиночку, — говорит глава Bad Robot Productions Дж. Дж. Абрамс. — Дело не в том, что вы не можете этого сделать. Просто это совершенно другой опыт».
Узнайте больше
Индустрия развлечений во время пандемии оказалась в неоднозначной ситуации. С одной стороны, у аудитории больше времени на потребление самого разного контента. Но производить контент сейчас сложнее. О том, как это выглядит изнутри, проекту «Русские норм!» рассказал режиссер, продюсер, владелец киностудии Bazelevs Тимур Бекмамбетов.