Epic Games против Google, сервисы распознавания речи и очень умные очки

Тема выпуска — что означает победа Epic Games в суде против Google

unsplash

Epic Games, создатель хитовых игр Fortnite и Gears of War, на этой неделе добилась важной победы в антимонопольном разбирательстве против Google. И это при том, что похожий иск против Apple компания с треском проиграла. За разбирательством, без преувеличения, следил весь IT-мир. Разбираемся, в чем была суть претензий Epic Games к техногигантам и что все это значит для разработчиков приложений и пользователей магазинов Google Play и App Store.

Важная битва

Трехлетнее разбирательство между Epic Games и Google, связанное с запретом последней обходить платежную систему Google Play в своих играх, завершилось 11 декабря в суде Сан-Франциско. Девяти присяжным потребовалось всего три часа, чтобы вынести единогласный вердикт в пользу «эпиков» и признать Google виновной по всем 11 пунктам обвинения. Epic смогла доказать, что пострадала из-за недобросовестных действий Google, которая:

  • умышленно создала и поддерживала монополию на рынке приложений для Android;
  • участвовала в антиконкурентных соглашениях;
  • злоупотребляла незаконной связью между своим магазином приложений Google Play и сервисом платежей Google Play Billing;
  • ограничила доступ к альтернативным способам оплаты и так далее.

Epic Games обвиняла Google в том, что бигтех ограничивает конкуренцию и нарушает права разработчиков приложений, требуя, чтобы все покупки внутри сервисов проходили через его собственную платежную систему. Это вынуждает разработчиков платить комиссию в 30% с каждого платежа. И суд в этот раз полностью поддержал игровую компанию в ее претензиях.

Epic Games приветствовала решение суда. «Это победа для всех разработчиков приложений и пользователей по всему миру. Он [вердикт присяжных] доказывает, что методы работы магазина приложений Google незаконны, что компания злоупотребляет монополией ради непомерных сборов, душит конкуренцию и ограничивает инновационное развитие», — заявила Epic Games в своем блоге.

Гендиректор Epic Games Тим Суини не скрывал восторга: «костяшки домино» теперь посыплются одна за другой и отмена 30%-ной комиссии с покупок уже не за горами. «Это пример величия американской системы правосудия. Компания стоимостью в миллиард долларов бросает вызов компании стоимостью в триллион долларов по поводу сложных антимонопольных практик, а жюри из девяти присяжных заслушивают показания и выносят вердикт», — восторженно написал Суини по итогам судебного заседания.

Google с обвинениями не согласилась и намерена обжаловать приговор. «Судебный процесс ясно показал, что мы жестко конкурируем с Apple и ее App Store, а также с магазинами приложений для устройств Android и игровых консолей», — отметил вице-президент Google по связям с правительством и государственной политике Уилсон Уайт.

Рассмотрение дела продолжится в начале следующего года. Что конкретно последует за решением присяжных — сумма ущерба, снятие запретов и так далее — должен определить судья Джеймс Донато.

Выстрел в голову

Суть претензий разработчиков приложений к Google сводится к тому, что корпорация сделала обязательным использование своей платежной системы для цифровых покупок в Play Store. То есть мимо Google не проходят никакие покупки внутри магазина — и это сильно бьет по доходам разработчиков. Суини сетовал на это еще в 2017 году: «Система игрового рынка довольно несправедлива. Все магазины приложений берут 30% [с транзакции]. Это странно, ведь Mastercard и Visa могут сделать перевод за 3 доллара». При этом издержки Google, как и других владельцев магазинов приложений, не так уж и велики, настаивал глава Epic: те же CDN, сервера для быстрой загрузки контента, обходятся техногиганту всего в 1% от всех платежей, утверждал он. Не так уж много компания тратит и на обслуживание клиентов. Почему в таком случае комиссия магазина составляет не 7–8%, а 30%, сетовал Суини.

Сам же Google настаивал, что 30%-ная комиссия — это стандартная для индустрии практика и необходима для поддержания безопасности и надежности магазина приложений. Кроме того, заработанное компания инвестирует в развитие экосистемы и тратит на маркетинг и продвижение приложений внутри магазина.

Epic Games задумала бороться с этим по-своему — в 2018 году компания запустила собственный магазин игр. Он брал со сторонних разработчиков 12% комиссии и оставлял им 88%. Тогда же пользовательскую аудиторию начала стремительно покорять онлайн-игра Fortnite, которая принесла своему создателю за первые два года после запуска — с 2018-го по 2019-й — свыше $9 млрд. Щедро делиться выручкой с магазинами приложений топ-менеджменту Epic явно не хотелось, поэтому компания сделала версию для Android доступной только с помощью программы запуска со своего официального сайта в обход Google. Пользователи iOS-устройств, напротив, скачивали игру в официальном App Store. В этом случае у Epic не было другого выхода: Apple запрещает загрузку приложений, которых нет на ее платформах.

В итоге того же добилась и Google. В апреле 2020 года, спустя 18 месяцев после релиза Fortnite, Epic Games была вынуждена загрузить игру в Play Store. Проблема была в том, что Google использовала все доступные ей способы, чтобы сделать использование скачанного мимо Google Play приложения максимально неудобным, объясняла Epic. Например, внутри скачанной с сайта разработчика игры постоянно появлялись «пугающие» всплывающие окна, предупреждающие пользователя о небезопасности приложения.

Разработчик игр возмутился не на шутку. Своего апогея конфликт достиг летом 2020 года после выхода обновления Fortnite, в котором появились новые условия по покупке внутриигровой валюты. Компания предложила пользователям покупать внутренние токены со скидкой в 20%, если игрок сделает перевод напрямую Epic, а не через Google или Apple. То есть за 10 внутриигровых долларов Epic брала $7,99, если принимала платеж сама, и $9,99, если перевод проходил через магазин приложений.

Реакция техногигантов не заставила себя ждать. За считанные часы Apple, а вслед за ней и Google, просто удалили игру со своих площадок. Epic в ответ подала в суд на обе компании, обвинив их в антиконкурентных практиках и создании монополий на рынке обработки платежей.

Первая неудача

Дело против Apple, в отличие от тяжбы с Google, развивалось гораздо менее успешно для Epic, хотя разработчик пользовался любой возможностью, чтобы подколоть своего оппонента. Самый известный эпизод — выпуск короткометражки Nineteen Eighty-Fortnite, пародии в стиле персонажей Fortnite на рекламный ролик Apple «1984», в которой та сравнивалась с Большим Братом из антиутопии Джорджа Оруэлла. Фильм сопровождался хештегом #FreeFortnite. Под этим же лозунгом Epic анонсировала турнир, на котором разыгрывались призы вроде экипировки «Яблоко раздора», а также разных ноутбуков, смартфонов и других девайсов (за исключением устройств Apple).

В сентябре 2021 года, когда судебное дело обернулось поражением, Epic было уже не до шуток. Судья Гонсалес Роджерс пришла к выводу, что Apple не является монополистом, причем апелляция Epic также была отклонена в апреле 2023 года.

Решение в пользу Apple было принято в девяти из десяти претензий. Единственный проигранный пункт, который Apple теперь пытается отменить, касается обвинений в антиконкурентной политике. По решению судьи, компания должна разрешить разработчикам размещать в AppStore ссылки на сторонние сайты и сервисы.

То, что спустя восемь месяцев суд присяжных встал на сторону Epic в аналогичном деле против Google, произвело «эффект разорвавшейся бомбы» в технологическом мире. По сравнению с Apple Google сделала свою экосистему заметно более открытой — достаточно вспомнить, что она лицензирует ОС Android третьим лицам, таким как Samsung, и разрешает «сайдлоадинг» — устанавливать приложения не через Play Store, а скачивать их из сторонних источников. Тем не менее монополистом оказался именно Google. Главную роль могло сыграть несколько ключевых моментов:

  • закрытая документация Apple стала отличным укрытием от возможных проблем с антимонопольным законодательством;
  • дело против Google рассматривалось не коллегиальным судом, а присяжными, то есть обычными людьми, для которых история небольшой Epic, противостоящей гигантской корпорации, напоминает «битву Давида с Голиафом»;
  • серия теневых сделок Google с крупными разработчиками игр — например, в рамках инициативы Project Hug Google — предполагала миллионные отчисления Activision, Nintendo и другим, чтобы те не ушли из Google Play;
  • секретные соглашения Google о разделе доходов с Samsung и китайскими производителями смартфонов для продвижения Play Store на новых устройствах;
  • Google видела в Epic угрозу и какое-то время рассматривала покупку компании;
  • отдельные эпизоды подозрительного поведения Google, в том числе настройка автоудаления сообщений из рабочего чата, что может служить доказательством недобросовестного поведения, просьбы отключить историю в корпоративной переписке, небрежное отношение к ключевым документам.

«Большая разница между Apple и Google заключается в том, что Apple ничего не записывала. А поскольку они являются большой вертикально интегрированной монополией, они не заключают сделок с разработчиками и операторами связи, чтобы устранить конкуренцию, а просто блокируют это на техническом уровне», — пояснил Тим Суини.

Стоит также отметить, что Apple не платила разработчикам за запуск приложений в своем магазине.

Что дальше

Денежной компенсации Epic Games от Google не требует, но будет требовать изменений в политике магазина — в частности, более низких комиссий и менее пугающих уведомлений при скачивании из интернета. Но, пока судья не вынесет окончательное решение в январе, никаких изменений ждать не стоит. И непонятно, насколько серьезными будут последствия для Google после этого поражения — все это тоже предстоит решить суду уже в следующем году.

Сама Epic теперь опасается, что, несмотря на решение суда, Google все сойдет с рук. В конце концов у техногиганта есть разные способы наживаться на разработчиках, говорит Суини: например, он может разрешить сторонние платежи, но начнет брать эквивалентную нынешней комиссию за использование самого магазина Play Store.

И у игровой компании есть реальные причины для таких опасений: например, Google уже разрешала разработчикам в некоторых странах проводить платежи через сторонние платежные системы со скидкой в 4%, но по факту такой платеж стоил разработчикам даже больше, чем перевод внутри Play Store. Не внушают доверия и бизнес-практики Apple, которая после того, как Нидерланды обязали ее разрешить сторонние платежи в дейтинговых приложениях, решила вместо этого каждую неделю платить штраф, пока он не достигнет максимальной суммы.

Суд попытается найти баланс и восстановить конкуренцию на рынке, считает партнер фирмы Holland&Hart Пол Суонсон, специализирующийся на антимонопольных процессах. Но сильно вмешиваться и вредить Google, скорее всего, не будет, полагает эксперт: скорее судья сосредоточится на расширении выбора при загрузке приложений и покупках внутри них. Но как минимум победа Epic ставит под сомнение саму бизнес-модель walled garden — систему «огороженного сада», так критики Apple и Google называют их подход к построению своих экосистем с жесткими ограничениями для сторонних разработчиков приложений и полным контролем над платежами. Теперь другие магазины приложений могут начать пересматривать свои бизнес-модели, не дожидаясь новых судебных процессов. «Приговор Google пробил брешь в этой садовой ограде», — соглашается и профессор права Стэнфордского университета Марк Лемли.

Apple, выигравшая свой суд у Epic, на лаврах тоже не почивает. Компании в следующем году предстоит большое антимонопольное разбирательство в Европе из-за жалобы Spotify. Музыкальный стриминг обвиняет Apple в том, что вынужден повышать стоимость ежемесячной подписки из-за комиссий App Store. Американской корпорации грозят штрафы до 10% годового оборота и — что еще более важно — обязательное изменение бизнес-модели магазина приложений. Так что в ЕС Apple вполне могут заставить разрешить оформлять подписки в приложениях в обход магазина App Store.

Эксперты при этом не сомневаются, что этому «домино» предстоит падать еще долго — прежде чем бизнес-модель магазинов приложений действительно изменится. На кону как у Apple, так и у Google стоят десятки миллиардов долларов.

По данным исследовательской Sensor Tower, платежи внутри приложений на обеих платформах составят примерно $182 млрд в 2024-м и $207 млрд в 2025 году. Google же только в этом году получит от продаж приложений и покупок внутри них $10,3 млрд, прогнозирует Wells Fargo. Любое изменение ставки комиссии — это снижение доходов: например, каждые 5 п.п. будут стоить около $1,3 млрд операционной прибыли, или 9 центов прибыли на акцию, считают аналитики. Так что эта битва так легко не закончится.

ОНЛАЙН-РАССЛЕДОВАНИЕ

Как работают инструменты распознавания речи

Смартфоны с голосовыми помощниками, голосовой ввод запросов и расшифровка аудиосообщений — неотъемлемая часть жизни большинства из нас. Летом запрещенная в России Meta представила мультимодальную модель ИИ для распознавания и перевода речи почти на 100 языков, а чат GPT вводит синтез речи для устного диалога с пользователем через мобильное приложение. В московских клиниках с помощью голосового ввода заполнено более 210 тысяч протоколов диагностики. Распознавание речи — одно из главных направлений, в которых новые технологии находят свое применение. Рассказываем, как их можно применять для своих ежедневных задач.

САНКЦИИ

Владелец Avito Иван Тарвин под санкциями США

США на этой неделе опубликовали новые санкционные списки. Одним из фигурантов оказался инвестор Иван Таврин — владелец фонда Kismet Capital, бывший гендиректор «МегаФона», медиаинвестор и один из главных покупателей активов уходящих из России иностранцев. Почему именно он оказался в санкционных списках, в пресс-релизах Госдепа не объясняется. Прошлой осенью Таврин выкупил за $2,4 млрд у южноафриканского фонда Naspers 100% акций сервиса объявлений Avito. Он участвовал в сделках по покупке российских активов производителя бытовой химии Henkel, владельца сетей по продаже одежды Melon Fashion Group, оператора финтех-решений для бизнеса «Передовые платежные решения». В ноябре Bloomberg назвал Таврина крупнейшим покупателем активов ушедших из России иностранных компаний.

Летом этого года источники The Bell стали называть Таврина одним из претендентов на выкуп долей иностранных инвесторов и Аркадия Воложа в «Яндексе». По последним данным, Таврин остается в составе консорциума инвесторов, которые должны выкупить российский бизнес «Яндекса», вместе с другим видным покупателем активов иностранцев Владимиром Потаниным. Потанин — под санкциями США с декабря 2022 года.

Что санкции против Таврина значат для сделки «Яндекса», пока непонятно. Скорее всего, ничего не поменяется, говорит источник The Bell, близкий к переговорам: сейчас обсуждается вариант покупки компании через ЗПИФ, который поможет скрыть новых инвесторов (о том, что такой вариант обсуждается, писал Forbes).

READ LATER

  • Кто такие «эффективные акселерационисты» — молодые ученые, которые верят, что развитие искусственного интеллекта нужно не замедлять, а, наоборот, ускорять, и настаивают, что человек не должен мешать технологиям развиваться.
  • Следующая большая битва ИИ-гигантов будет за умные очки? Как Meta, Microsoft и OpenAI готовятся сделать генеративные нейросети носимыми.
  • Что делать, если для обучения нейросетей перестанет хватать электричества? В Microsoft думают, что пора делать ставку на ядерную энергетику.