BadComedian против странного кино: спор о цензуре и деньгах Минкульта

Кинокомпания Kinodanz подала иск на 1 млн рублей к видеоблогеру Евгению Баженову (автор канала BadComedian) за его обзор на фильм «За гранью реальности». В нем автор критикует и пародирует не только сам фильм, но и Минкультуры, выделившее на него средства.

Kinodanz строит иск на том, что BadComedian превысил допустимый объем цитирования. По мнению Баженова, иск связан не с этим, а с его критикой работ Kinodanz, все фильмы которой, по его мнению, провалились в прокате, унося с собой выделенные на них бюджетные деньги. За блогера уже вступились представители киноиндустрии.

Что за блогер

BadСomedian — самый популярный онлайн-кинокритик России. У его роликов в сумме 664 млн просмотров, а у самого популярного из них — 16 млн. По этим показателям он не отстает от звезды российского видеоблогерства Юрия Дудя (631 млн просмотров, 24 млн просмотров у самого популярного интервью). Правда, у Баженова было больше времени: уроженец Стерлитамака, выпускник Российского государственного торгово-экономического университета в Москве создал канал в 2011 году, когда ему было 20 лет.

  • За восемь лет канал набрал не только популярность, но и влияние: обзоры BadСomedian влияют на рейтинги российских фильмов и инициируют общественные дискуссии. Например, после его обзора на спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым и поддержанный Минкультом фильм «Взломать блогеров» министр культуры Владимир Мединский признал фильм «неудачным экспериментом» и поручил провести проверку расходования бюджетных средств.
  • Свой самый популярный обзор BadComedian снял на фильм «Движение вверх», спортивную драму, собравшую в российском прокате больше 3 млрд рублей (исторический рекорд). Сразу после выхода обзора с критикой искажения исторической правды и сюжета картины пользователи опустили фильм в рейтинге «Кинопоиска» со 184-го места BadСomedian до 214-го.
  • Несмотря на то что BadСomedian — популярный блогер, он ведет и позиционирует канал как некоммерческий, писал журнал РБК. У него не было рекламных контрактов, а зарабатывает Баженов только на пожертвованиях пользователей и отчислениях YouTube за показ встроенной рекламы.
  • Общий ежемесячный доход блогера РБК оценивал в несколько сотен тысяч рублей. Если бы он продавал рекламу и участвовал в спецпроектах брендов, он мог бы, по оценкам продюсерского центра The Players, зарабатывать дополнительно 10–20 млн рублей в год.
Что за фильм

Прокат «За гранью реальности» стартовал в России в марте 2018 года. По сюжету герой по имени Майкл собирает команду людей с паранормальными способностями, чтобы ограбить казино.

В фильме снялся Антонио Бандерас — это первое кино российского производства, в котором он участвовал. Кассовые сборы фильма в России составили около 130 млн рублей (данные «Кинопоиска»). Учитывая, что прокат, как правило, забирает себе половину сборов, для того чтобы фильм не был провальным, его бюджет не должен был превысить $1 млн.

Бюджет «За гранью реальности» не раскрывался, но Баженов, указывая на скудость актерского состава в эпизодах, шутит, что весь он ушел на гонорар Бандерасу. С одной стороны, знаменитый актер появляется в фильме только на несколько минут, с другой стороны, еще в 2001 году он получал по $12 млн за фильм.

По мнению Баженова, фильм, являясь чисто игровым и коммерческим кино, не соответствует критериям субсидирования самого Минкульта.

https://www.youtube.com/watch?v=JZT8R1pkNW4&t=992s

Что за иск

BadComedian продемонстрировал его в своем эфире. Из документа следует, что иск «о прекращении нарушения авторских прав путем удаления видеоматериала и взыскании компенсации убытков» подан ООО «Киноданц» лично к Баженову 18 января 2019 года. В документах есть номер дела «2-2606/19» — он соответствует делу, которое рассматривает Красногорский городской суд Московской области по иску от «Киноданц» к Баженову Е.В. в категории «прочие исковые дела». В базе суда материалы дела не опубликованы.

Студия требует с Баженова компенсацию в 1 млн рублей. Дело рассматривается в первой инстанции. Первое заседание состоялось 28 февраля, второе — 27 марта, третье — 17 апреля, следующее назначено на 24 июня.

Блогер показал также материалы лингвистической и видеотехнической экспертизы. Эксперты пришли к выводу, что ролик BadComedian о фильме «За гранью реальности» Александра Богуславского смонтирован из отрывков так, что объем цитирования, «необходимый для полемической и критической целей», нарушен и достигает 60%, из которых 25% — «цитаты, сохраняющие видео и звукоряд исходного фильма».

https://youtu.be/xI1PWsRZIgY

Позиции сторон

  • «Абсурд в том, что на каждый фильм компании «Кинофэйл» выделяло деньги Министерство культуры Российской Федерации, то есть по сути мы, налогоплательщики, сами оплачиваем попытку цензурировать критику», — говорит Баженов.
  • «Спор носит исключительно имущественный характер, касающийся нарушения наших авторских прав, — сказал The Bell соучредитель киностудии Николай Табашников. — То, что наш оппонент выдвигает, — элемент его защиты, что вполне ожидаемо».
  • «Мы оказываем поддержку в производстве, в продвижении фильмов на российском рынке и на зарубежном, но мы не оказываем поддержку в суде. И нам бы не хотелось, чтобы наше ведомство использовали как «страшилку». Я знаю, что это часто бывает, «мы пойдем в Минкультуры и вам устроим» и так далее. Такие фразы и заявления на 90% голословны», — заявила по поводу разбирательства директор департамента кинематографии Минкульта Ольга Любимова.
Что за студия

Одновременно с подачей иска компания-истец изменила название. По данным СПАРК, 13 февраля 2019 года ООО «Киноданц» было переименовано в ООО «Кей Ди Студиос», а в конце марта 2019 года компания переназвала себя KD Studios. Она объяснила, что новое название «более лаконично и понятно для зарубежных партнеров».

KD Studios (бывшая Kinodanz) производит полнометражные фильмы и сериалы. Сайт компании не работает из-за переименования, но раньше на нем сообщалось, что у нее есть собственная студия графики CJ Studio (ООО «Сиджей-К») и пост-продакшена. Kinodanz выпустила фильмы «Затмение» (2016 год), «Танцы насмерть» (2017), «За гранью реальности» (2018), «Эбигейл» (2019), «Звездный разум» (2019). В 2020 году должны выйти фильмы «Неведомое», «Идентификация» и «Генезис».

Деньги

  • В 2017–2019 годах Минкульт семь раз выделял ей субсидии. Из общей суммы 277 млн рублей перечислены 193 млн рублей (данные СПАРК).
  • Субсидировались фильмы «Танцы на смерть», «За гранью реальности» и «Проект Gemini», обозначенные как «национальное кино».
  • Еще 4 раза субсидия выдавалась просто с пометкой «на производство национального кино».

Как отмечает автор BadComedian, «За гранью», обозначенный как «национальное кино», произведен на английском языке, местом действия событий является Европа, а его герои не являются россиянами.

Что за люди

Бывшая Kinodanz была основана в 2012 году продюсерами Евгением Мелентьевым и Евгением Денисюком. ООО «Кей Ди Студиос» зарегистрировано в апреле 2012 года Мелентьевым (30%), владельцем торговой компании «Игр и ко» Анатолием Черепом (40%) и Олегом Артеменко (30%).

Денисюк среди учредителей не значился, но ему принадлежит ООО «Кей Ди Глобал» и 19,5% в «Сиджей-К». В последней компании его партнерами являются соучредитель рекламного агентства «Синдика медиа» Анна Данилина (15%), Виктор Денисюк (19,25%), Данил Лаврентьев (7,5%), Владислав Левицкий (10%), Игорь Лутц (10%), Мелентьев (19,25%) и Череп (19%).

Денисюк, Лутц и Мелентьев также владеют ООО «Центрокино», специализирующимся на производстве кинофильмов. Лутц, Данилина и Череп владеют монтажной студией ООО «Сиджей», которой также принадлежат бренды «Турбокофе» и «Иончай».

В декабре 2016 года доля Мелентьева в «Кей Ди Студиос» выросла до 90%, еще 10% получил Николай Табашников, который с 2009 года возглавляет телеканал «Моя планета». Табашников известен как автор интервью с Владимиром Путиным, вышедшего в 2011 году в эфирах программ «Вести» на «России 1» и «Время» на «Первом канале». Он также является соучредителем фонда «Археология», который организует экспедиции и летний полевой лагерь в Крыму. В марте 2019 года Табашников писал на странице в Facebook о планах баллотироваться в Мосгордуму на выборах 8 сентября 2019 года.

С марте 2018 года 90% компании принадлежит ее же гендиректору Елене Моисеевой, 10% — по-прежнему у Табашникова.

  • Как утверждает автор BadComedian в своем ролике, представители киностудии во время встречи с ним заявили, что «за ними стоят очень влиятельные люди и есть поддержка Министерства культуры».
Что за деньги

Из доступной отчетности всех упомянутых выше компаний следует, что денег они почти не зарабатывают.

У ООО «Кэй Ди Студиос» в 2017 году было 328 млн рублей выручки и 1,3 млн рублей чистой прибыли,  в 2016 году — 310 млн рублей и 259 000 рублей соответственно. Выручка ООО «Центрокино» в 2017 году составила 95,5 млн рублей, чистая прибыль — 797 тыс. рублей, годом ранее — 56 млн рублей и 137 тыс. рублей соответственно.

Аналогичная картина — небольшая прибыль при умеренной выручке — у «Игр и ко» (84 млн и 124 млн рублей, чистая прибыль — 346 тыс. рублей и 563 тыс. рублей). Выручка ООО «Сиджей» в 2017 году составила 55,5 млн рублей, чистая прибыль — 1,6 млн рублей, данных за предыдущие годы нет. Бухгалтерская отчетность ООО «Сиджей-К» и ООО «Кей ди глобал» в СПАРК отсутствует.

В 2018 году Kinodanz анонсировала запуск медиаплатформы Entertainment Crypto Universe, которая будет работать на основе блокчейна. Пока платформа не запущена. Тогда же компания анонсировала строительство центра компьютерной графики в Калининградской ОЭЗ стоимостью 950 млн рублей. Центр также пока не построен. Компания собиралась вложить 300 млн рублей, остальные деньги привлечь от партнеров и за счет кредитов. Тогда же сообщалось, что партнером студии является американская студия AMBI Media Group.

Кто тут прав

Многие представители киноиндустрии решили высказаться по поводу спора, и большинство из них — на стороне BadСomedian.

  • Продюсер Александр Роднянский в посте на своей странице в Instagram написал, что его «сложно заподозрить в любви к Евгению Баженову» после того, как он выпустил обзор на фильм «Левиафан» — «несправедливый и неточный». «Но я уверен — и это важный момент — что критика, даже острая и неприятная для авторов обозреваемых фильмов, является неотъемлемой частью здоровой индустрии. И шире — здорового общества», — написал Роднянский. «Скажу прямо: попытки заставить Евгения Баженова прекратить публиковать свои обзоры — это, если уж называть вещи своими именами, трусость, непрофессионализм и цензура».
  • Поддержал блогера и Федор Бондарчук, на картины с участием которого Баженов снял целый ряд обзоров. По словам режиссера, которого цитирует Daily Storm, иск против блогера — неправильный шаг со стороны кинокомпании. «Можно как угодно относиться к Жене Баженову, я, например, смотрю все его выпуски и, конечно, смотрел разбор моего фильма «Притяжение», можно принимать критику или не принимать ее, порой она может показаться необъективной, резкой или грубой, но именно она является неотъемлемой частью здоровой киноиндустрии», — сказал он.
  • Зампредседателя комитета по культуре Госдумы Владимир Бортко на свой странице в Facebook написал, что любые попытки задушить критическое восприятие кино смертельны для отечественного кинематографа. «В условиях же, когда государство тратит на его поддержку столь значительные средства, критический взгляд становится особенно важным». Однако, по словам Бортко, одного из авторов закона об авторском праве, разобраться, кто прав в этой ситуации, исходя из опубликованного ролика нельзя. Бортко предложил Баженову написать ему на почту и представить там свои аргументы: если они окажутся убедительными, то Бортко пообещал помочь «защитить наше гражданское право критиковать и разбирать с особой тщательностью то, на что идут государственные деньги».
  • Поддержала BadComedian и Ксения Собчак. В своем телеграм-канале «Кровавая барыня» она написала, что с ужасом наблюдает за развитием ситуации вокруг блогера, за которым «давно и с удовольствием» следит. «Парня прессуют за критику, скажем так, не очень хороших фильмов, в которые вложился Минкульт. Подали в суд, требуют миллионы, грозятся похерить канал. Ау, чиновники, да BadComedian популяризовал российское кино, благодаря ему наши фильмы смотрят и обсуждают. Остановитесь», — написала она.